Полякова Людмила Викторовна

род. 4 ноября 1921 в Ростове-на-Дону. Музыковед.

Кандидат искусствоведения (1955), диссертация "О драматическом конфликте в операх "Молодая гвардия" Ю. Мейтуса и "Семья Тараса" Д. Кабалевского". Окончила в 1948 теоретико-композиторский ф-т Моск. конс. по кл. Р. И. Грубера, в 1953—там же аспирантуру (рук. тот же). В 1948—1949 муз. редактор Всесоюз. радио. В 1950—1953 преподаватель Моск. конс. В 1953—1960 зав. отд. редакции журн. "Сов. музыка". С 1961 ст. науч. сотрудник Ин-та истории искусств Мин-ва культуры СССР. Автор статей и исследований по вопросам развития сов. музыки, музыки социалистических стран, исполнительского искусства, проблематики современной оперы, в т. ч. "Две оперы Д. Кабалевского" (в кн.: Советская музыка.

М., 1956), "Образ и судьба поэта" ("Поэма памяти Сергея Есенина", "СМ", 1956, № 8), "Некоторые вопросы драматургии советской оперы" (в кн.: Вопросы музыкознания, т. 3. М., 1960), "Заметки о стиле Свиридова" ("СМ", 1960, № 10), "Вопросы творческого стиля Г. В. Свиридова" (в кн.: Музыка и современность, вып. 1. М., 1962), "Крутнява" (опера Э. Сухоня, "СМ", 1962, № 1), "Верди и Гутьеррес.

О литературном первоисточнике "Трубадура" ("СМ", 1962, № 8), "О последнем оперном замысле Прокофьева" ("СМ", 1963, № 3), "Пять вечеров в итальянской опере" ("СМ", 1963, № 12), "Об оперном Яначеке" ("СМ", 1964, № 7), "Неделя в брненском театре" ("СМ", 1966, № 2), "Чешская революционная музыка межвоенного двадцатилетия" (в кн.: Искусство, революцией призванное, т. 1. М., 1969), "Русские оперы Яначека" (в кн.: Пути развития и взаимосвязи русского и чехословацкого искусства.

М., 1970; также на чеш. яз., Прага, 1974), "Некоторые проблемы оперного исполнительства" (в кн.: Музыкальное исполнительство, вып. 6. М., 1970), "Петербургские песни" Г. В. Свиридова" ("СМ", 1970, № 5), "Заметки о сочинениях 60-х годов" (в кн.: Георгий Свиридов.

М., 1971), "Пражская опера сегодня" ("СМ", 1971, № 6), "На оперных сценах ГДР" ("СМ", 1974, № 10), "О новых чертах русской национальной стилистики в советской музыке шестидесятых годов" (в кн.: Дискуссия о традициях.

Варшава, 1974, на польск. яз.), "Опера "Джульетта" Богуслава Мартину" (в кн.: Чешская музыка миру, мир — чешской музыке.

Прага, 1974, на чеш. яз.), "Словацкий оперный" ("СМ", 1976, № 6), "Спектакль, который волнует" ("Июльское воскресенье" В. Рубина, "СМ", 1976, № 11), "Образы Толстого в словацкой опере" (в кн.: Музыкальный современник, вып. 2. М., 1977). Лит. соч.: "Алеко" С. Рахманинова.

М. — Л., 1949; "Вера Шелога" и "Псковитянка" Н. А. Римского-Корсакова.

М. — Л., 1950, 2-е изд. М., 1963; "Доктор Айболит" И. Морозова.

М. — Л., 1951; "Картинки с выставки" М. П. Мусоргского.

М. — Л., 1951, 2-е изд. М., 1960; "Времена года" П. И. Чайковского.

М. — Л., 1951, 2-е изд. М., 1960; Молодежь оперной сцены Большого театра.

М., 1952; "Семья Тараса" Д. Кабалевского.

М., 1953; "Молодая гвардия" Ю. Мейтуса.

М., 1954; Отар Тактакишвили.

М., 1956; Советская опера (тезисы лекции).

М., 1956; Вокальный цикл Д. Д. Шостаковича "Из еврейской народной поэзии". М., 1957; "Война и мир" С. Прокофьева.

М., 1960, 2-е изд. 1971; Вокальные циклы Г. В. Свиридова.

М., 1961, 2-е изд. 1971; Советская музыка.

М., 1961, на франц. яз.; то же на англ. яз., М., 1961; "Трубадур" Верди. М., 1963; Советская опера. М., 1968; Оперное творчество Леоша Яначека.

М., 1968; "Курские песни" Г. Свиридова.

М., 1970; Из истории музыки социалистических., стран Европы (сост. и ред.). М., 1975; Чешская опера XX века, книга первая.

М., 1976; Отар Тактакишвили.

М., 1977.