Попов Алексей Родионович

(или просто Алексей Родионов) — член и проповедник Поморской секты, потом протоиерей в Новгороде, писатель; родился в 1710 г., умер в 1780 г.; происходил из г. Олонца, где его отец был священником; на 13 году он поступил в славившуюся в то время школу Семена Денисова, главного представителя Поморской секты, на Выге. Своими способностями и усердием он скоро выделился из всех прочих школьников, Семен Денисов обратил на него свое внимание и взял его к себе в особое "ученичество". Под его руководством П. изучал грамматику, риторику, логику, диалектику, космографию, математику, св. историю, катехизис.

Успехи ученика радовали учителя; но поведение Алексея не отвечало желаниям Денисова и не обещало из него ничего доброго для Выговского братства: он "страдал самоправными прозорливым недугом". Сначала он начал было вести самую суровую, строго-аскетическую жизнь, усердно посещал храм; но чем больше он учился, тем холоднее относился к уставам и правилам Выговского общежития, тем меньше начинал уважать своих наставников.

Следствием такого поведения его было то, что он, при ревизии 1744 года, не был записан в число Выговского братства и ушел к себе на родину, где оставался верен сектантским убеждениям и с необыкновенным успехом действовал в пользу беспоповщины.

Он написал очень талантливое сочинение: "Зитоуменос, или взыскание, аще двоперстное сложение на изображение креста есть Христово предание". Странствуя по многим местам и домам, он многих сделал последователями мнимо-древнего благочестия.

Слава о нем прошла от "Выгореции и окрестностей ее даже до Петрополя". Потом П. снова отправился в Выгорецкое общежительство.

Его, вопреки ожиданиям, приняли здесь холодно, и эта холодность заставила его подумать о будущей судьбе своей и навела на размышления о сущности раскола и он начал колебаться мыслями.

В своих беседах с Мануилом Петровым, настоятелем общежития, о тайне Антихриста, он высказывал взгляд, согласный с православным учением.

Отвращение к беспоповскому обществу и убеждение в истине православия все более и более росло и укреплялось в нем. Живя в Выгореции, он начал писать в опровержение раскольнического мудрствования об Антихристе "Синопсис о тайне Антихриста", где логично и талантливо разбирает и опровергает главные догматы учения беспоповцев.

Этот труд он окончил уже в Новгороде; для выговцев эта книга была крайне опасна, и они постарались помешать ее изданию.

Кроме этого, П. склонил на свою сторону Григория Яковлева, также воспитанника Выговского братства, ушедшего вследствие недовольства уставом и ученьем Выговского общежительства и жившего в Сергиевом ските. К ним присоединился еще Андрей Феодоров.

Все они (потом обратившиеся в православие) единодушно ратовали против Мануила Петрова.

П. вышел из монастыря, явился к своим приверженцам и стал проповедовать, что истинное перстосложение — троеперстие, а не двуперстие, что спасение — в православной церкви, но его учение не имело успеха и его прогнали.

Потом он отправился в Новгород и подал архиерей прошение о принятии в недра православной церкви.

Его просьба была уважена, а со временем его определили диаконом к Знаменскому собору.

Вскоре он подал донос на Выговских раскольников, обвиняя настоятелей и говоря, что от них гибнет множество душ православных.

По указу Консистории, посланному на Выг, настоятели требовались на допрос в Новгород.

Но происками Мануил Петров достиг через графа Петра Ивановича Шувалова того, что спор с Алексеем Родионовым назначен был не в Новгороде, а в Олонце.

П. ехать в Олонец не решился и больше не пытался действовать против поморцев административным путем. Под конец жизни он был протоиереем Новгородского девичьего монастыря.

Из сочинений его, кроме "Зитоуменоса" и "Синопсиса", известно еще в православном духе написанное "Беседословие о расколе Российском", доказывающее, что истинная церковь — православная, а не раскольническая. Ho этот труд известен только по выпискам в "Синопсисе". "Труды Киевск.

Дух. Академии" 1867 г., т. I, № 1, стр. 48—81, статья E. Барсова; "Обзор Русской Духовной литературы", архиеп.

Филарета (Гумилевского), изд. III, СПб. 1884 г., стр. 403; "Исторический словарь Староверческой церкви" Павла Любопытного, Петрополь. 1828 г., стр. 9—10. И. Давидович. {Половцов}