Премацци Людвиг Осипович

— известный акварелист; род. в Милане 30-го января 1814 г., ум. в Константинополе 16-го декабря 1891 г. Художественное образование получил в Миланской Академии Художеств, где изучал перспективную живопись под руководством профессора Мильяра.

Приехал Премацци в Россию, по одним источникам, в 1834 г., а по другим — в 1848 г.; во всяком случае, в 1848 г. он состоял уже учителем рисования в доме княгини Изабеллы Гагариной.

Рисуя однажды, в 1850 г., с натуры вид Монплезира в Петергофе, он обратил на себя внимание Императора Николая Павловича, который раньше уже видел его акварельный рисунок в альбоме вел. кн. Марии Николаевны.

Государь заказал художнику несколько акварельных рисунков павильонов "Озерки", в Александрии, а затем пятнадцать видов Кронштадтских военных сооружений.

Премацци особенно прославился перспективными видами императорских дворцов и с тех пор постоянно получал заказы от всех членов Императорской Фамилии и от представителей высшей аристократии.

В 1851 г. он представил в Академию Художеств несколько акварельных перспективных видов и просил задать ему, в виде программы на звание академика, "Вид внутренности церкви Конно-Гвардейского полка", за который, 6-го октября 1854 г., он и был признан "академиком по перспективной живописи", а в 1861 г., за три вида на даче г. Новосильцова, в Царском Селе, получил звание "профессора по перспективной акварельной живописи". После того, он давал уроки рисования акварелью в Павловском Институте (1865—1867 гг.), в костюмных классах Академии Художеств (1871—1872 гг.); преподавал акварельную и декоративную живопись в Училище технического рисования барона Штиглица и имел множество частных уроков.

Он много путешествовал по югу России и за границей.

Произведения свои выставлял не только на разных русских выставках, академических, передвижных и акварельных, но и за границей: в Лондоне, в Вене, в Париже, и неоднократно устраивал свои собственные выставки.

Кроме упомянутых здесь произведений, Премацци исполнил такое громадное количество акварелей, что перечислить их нет возможности; укажем только на наиболее известные.

У Государя Императора Александра II находились следующие работы Премацци: "Комнаты Зимнего дворца" (1865 г.); Четыре внутренних вида в Императорском Эрмитаже; "Картинная галерея в Царскосельском дворце" (1870 г.). У Императрицы Марии Александровны: "Опочивальня Императора Александра I в старом Царскосельском дворце" (1855 г.); Кабинет и неск. других комнат Императрицы Александры Феодоровны (1856 г.); "Туалетная комната Великого Князя Михаила Николаевича (1857 г.); "Кабинет Императрицы Александры Феодоровны, в Царском Селе" (1863 г.); "Кабинет Государыни Цесаревны", ныне вдовствующей Императрицы, в Копенгагене (1866 г.); "Опочивальня покойной Императрицы Марии Феодоровны, в Гатчинском дворце" (1872 г.).; Гостиная ее, там же (1872 г.); "Кабинет Государя Императора" (1872 г.); "Столовая во дворце Его Величества" (1872 г.); "Кабинет Цесаревны", ныне вдовствующей Императрицы, в Ливадии (1872 г.); "Лионская комната в Большом Царскосельском дворце" (1879 г.). Кроме того, по заказу Императрицы, он копировал разные перспективные рисунки. — У Государя Императора Александра III: "Старая набережная Адмиралтейства"; "Кабинет Государя Императора" ; "Кабинет Государыни Императрицы". У королевы Английской Виктории: "Ravena-Lago-Magiore". В Императорской Академии Художеств: "Вид в Тиволи, близь Рима". В Импер. Обществе Поощрения Художеств: три внутренних вида дачи г. Новосильева в Царском Селе. Кроме того, у частных лиц в свое время находилось большое число акварелей Премацци.

Сборник материалов для истории Импер. Академии Художеств, СПб. 1866; Отчеты Импер. Академии Художеств 1854/5; 1855/7; 1857/8; 1858/9; 1862/3; 1864/5; 1866/7; 1871/2; 1875/6; 1876/7; 1880/81 гг. Указатели выставок в Импер. Академии Художеств 1853; 1854; 1857; 1859; 1861; 1870; 1872; 1873; 1878; 1881; 1884; 1885; 1888 гг.; Указатели акварельных выставок 1882; 1883; 1885; 1886; 1887; 1888; 1889; 1890; 1891 в 1892 гг.; Каталог акварельных рисунков, писанных с натуры проф. Л. О. Премацци, в бытность его на Кавказе с 1874 по 1878 г., СПб. 1877. — Каталог выставки произведений акварельной живописи проф. Л. О. Премацци, Одесса. 1890; Каталог посмертной выставки акварельной и этюдов проф. Л. О. Премацци, СПб. 1893 г.; Ф. И. Булаков, Наши художники.

СПб. 1890; "Русский Художественный Архив" 1892 г.; "Артист", 1892 г.; февраль; "Нива" 1892 г., № 1; "Всемирная Иллюстрация" 1892 г., № 4; Н. П. Собко, "Словарь русских художников" СПб. 1899. А. Новицкий. {Половцов} Премацци, Людвиг Осипович — перспективный живописец и пейзажист (1818—1891), работавший почти исключительно акварелью; родился в Милане, получил образование в тамошней академии художеств и в 1848 г. переехал в Россию, где император Николай I вскоре поручил ему написать несколько акварельных изображений павильонов петергофского парка и 15 видов кронштадтских укреплений.

Эти работы сделали П. известным при высочайшем Дворе и в кругу русской аристократии.

В течение многих лет он пользовался репутацией лучшего в России мастера по части акварели.

В 1854 г. Императорская Академия художеств за вид китайской комнаты в Большом Царскосельском дворце признала его академиком, а в 1861 г. за виды дачи г. Новосильцева в Царском Селе и несколько крымских видов возвела в звание профессора.

Для писания этюдов с натуры П. неоднократно предпринимал летние экскурсии в Крым, провел три года на Кавказе, ездил в Швейцарию и Италию.

Лучшими из его произведений могут считаться виды внутренностей зданий, замечательные по строго правильной передаче как линейной, так и воздушной перспективы, по силе красок и по мастерскому приему тщательного письма; несколько слабее акварели П., имеющие пейзажный характер; в них, гоняясь за воспроизведением эффектов солнечного освещения, художник впадает в условность и излишнюю яркость тонов. П. заслужил известность и как прекрасный учитель, способствовавший образованию многих из ныне действующих русских акварелистов.

В 1870—74 гг. он преподавал акварельную живопись в Академии художеств, а потом, в течение также трех лет, занимался ею с учениками Центрального училища технического рисования барона Штиглица. {Брокгауз}