Прокофьев Григорий Петрович

род. 9 янв. 1884 в Козлове (ныне Мичуринск), ум. 3 дек. 1962 в Москве.

Музыковед.

Доктор пед. наук (1935). В 1909 окончил Моск. конс. по кл. ф-п. К. Н. Игумнова, С 1909 преподавал игру на ф-п. в Екатерининском училище.

В 1910—1916 постоянный корреспондент "Русской музыкальной газеты" в Москве.

В 1911—1924 преподаватель Моск. конс. (с 1919 профессор).

Член директората Моск. конс. в первые годы революции, декан организованного по его инициативе пед. ф-та. В 1923—1943 преподавал в Муз. училище и Муз. школе-десятилетке при Моск. конс. В 1924—1931 действ. член и пред. ф-п.-методологич. секции ГИМНа. В 1931—1941 организатор и рук. Научно-исследовательской муз.-пед. лаборатории (при Академии коммунистич. воспитания, Ин-те худож. воспитания Академии пед. наук РСФСР, с 1938 при Моск. конс.). С 1944 ст. науч. сотрудник Ин-та худож. воспитания Академии пед. наук, с 1950 Ин-та психологии.

Вел лекционную работу.

Автор статей и исследований преимущественно по вопросам исполнительского искусства, концертных и театр. рецензий, в т. ч. "Своеобразная анатомия" ("РМГ", 1906, № 39), "Фортепианное обучение в Москве" ("Муз. труженик", 1906, № 2, 3), "Лев Толстой и музыка" ("РМГ", 1908, № 34—35), Певец интимных настроений (С. В. Рахманинов. "РМГ", 1909 № 48—52, 1910, № 2, 6, 26—31, 37, 38, 40), "Детский музыкальный сад" ("Муз. труженик", 1910, № 18), "Цикл С. И. Танеева" ("РМГ", 1913, № 40), "Произведения Катуара" ("РМГ", 1915, № 80), "Памяти К. А. Киппа" ("Искусство трудящимся", 1925, № 23), Предисловие и ред. в кн. Ф. Штейнхаузена "Техника игры на фортепиано" (М., 1926), "Наука и музыкальная педагогика" (в кн.: Развитие пианиста.

М., 1935), "Рахманинов играет Скрябина" ("СМ", 1959, № 3), "Заметки о Рахманинове" ("СМ", 1959, № 10), "Образ музыкального произведения и его воплощение исполнителем" ("Вопросы психологии", 1959, № о), Послесловие, коммент. и ред. в кн. M. H. Баринова "Воспоминания о Гофмане и Бузони" (М., 1963). Лит. соч.: Игра на фортепиано (лекции, читанные 21 и 28 марта 1926 г.). М., 1928; Формирование музыканта-исполнителя.

М., 1956.