Прозерский Вадим Викторович

(р. 15.07.1940) — спец. по истории и теории эстетики, культурологии; д-р филос. наук, проф. Род. в Ленинграде.

Окончил ист. ф-т ЛГУ (ныне СПбГУ) (1963), асп. филос. ф-та того же ун-та (1966), где и работает по наст. вр. Докт. дисс. — "Позитивизм в эстетике" (1991). Круг изучаемых проблем и тем: онтология выразительных форм; языки искусства; коммуникативные процессы в культуре.

Согласно развиваемой П. концепции, сфера эсте-тич. — это сфера всего выраженного и представленного для чувственного восприятия зрением и слухом, иначе говоря, это сфера символов, где содержанием является мир дух. ценностей, а формой их выражения — любые знаконосители, встречающиеся в культуре.

Особенность эстетич. символа П. видит в том, что в таком символе означающее не равнодушно к означаемому, они как бы срослись, любое изменение какого-нибудь компонента в одном из них влечет за собой изменения компонентов в др.,— можно сказать, что эстетич. символ — это жест. Жест, понимаемый как синкретическое, синэстетич. звукодействие, рассматривается как первоначальный символ в человеч. коммуникации, дифференцировавшийся затем на аудиаль-ные и визуальные знаки, приобретшие узкую специализацию, ставшие носителями осн. соц. информации в об-ве. Только в сфере эстетич., считает П., сохранилась первоначальная звуко-зрительная синкретичность — мир искусства, опираясь на целостность символа, объемлет весь мир человеч. деятельности.

Каждый вид искусства включает в себя компоненты всех др. видов: музыка — архитектуру, пластику, живопись, слово; архитектура — музыку, пластику, живопись и т.д. Каждое искусство строится не только по законам своего вида, но и др. — нет только пространственных или только временных искусств, здесь скорее применимо понятие "хронотоп". Соч.: О некоторых проблемах аналитической эстетики // Эстетика США. Критические очерки.

М., 1978; О коммуникативной функции искусства // Художник и общество.

Л., 1981; Позитивизм и эстетика.

Л., 1983; Критический очерк эстетики эмотивизма.

М., 1983; К вопросу о принципе систематизации пространственно-временных форм художественной деятельности // Пространство и время в искусстве.

Л., 1988; Англия и США // История эстетической мысли. В в т. Т.5. М., 1990; Новая онтология и проблема языка // В. СПбГУ. 1995. Сер.6. Вып.3; Экзистенциальная онтология и проблема ценности // В. СПбГУ. 1997. Сер.6. Вып.2; Исследование культуры в XIX веке. Исследование культуры в XX веке // Философия культуры: становление и развитие.

СПб., 1998.