Пухликов Валентин Константинович

(р. 14.03.1935) — спец. в обл. методол. истории филос.; д-р филос. наук, проф. Род. в Москве.

Окончил филос. ф-т МГУ (1958), асп. там же (1964). С 1958 — на преп. работе в вузах Магнитогорска, Рязани, Москвы.

В наст. вр. — проф. кафедры филос. РАН. Канд. дисс. — "Реакционная сущность социальной доктрины католической церкви в США" (1964). Докт. дисс. — "Социальные истоки диалектического мышления" (1990). Разрабатываемые проблемы и темы: природа и специфика филос. знания; сущность религии как формы дух. жизни человека, история филос. Гл. идеи П. связаны с убеждением в том, что сущность филос. состоит в рефлексии по поводу мировоззрения, и филос. можно определить как такую сферу дух. жизни, к-рая имеет целью рационализацию и систематизацию фундам. ценностей.

П. убежден в необходимости пересмотра таких стереотипов в филос., как деление филос. направлений на материализм и идеализм, представление о преимуществе монизма перед дуализмом и плюрализмом и др. П. подчеркивает многообразие форм существования филос. знания, в т.ч. форм диалектики.

Так, по его мнению, самостоятельные формы диалектики были созданы в посткласс. филос. такими философами, как А.Уайтхед, М.Хайдеггер, К.Ясперс, Х.Ортега-и-Гассет, С.Л.Франк и др. Отказ от устаревших стереотипов, по мнению П., открывает новые перспективы развития филос. знания.

Так, можно сделать вывод, считает П., о том, что понятие материи утеряло категориальное значение и вошло в число общенауч. понятий, в то время, как понятие бытия, сохранившись в качестве филос. категории, позволяет выделить новые аспекты таких проблем, как проблема движения, развития, детерминизма и др. Анализ итогов развития посткласс. филос., в том числе рус. филос., помогает придать новый смысл понятию идеального.

Учет результатов, полученных как в класс., так и в посткласс. филос., позволяет более глубоко раскрыть содержание таких фундам. гносеол. проблем, как проблема сущности дух. освоения субъектом объекта, осн. принципов теории познания, проблемы истины, познавательных способностей человека и др. П. утверждает, что в филос. осмыслении нуждается вопрос об антропологич. природе религии, ее роли в дух. жизни людей. В этом отношении необходимо дальнейшее развитие тех идей, к-рые в свое время выдвигал Л.Фейербах и к-рые были незаслуженно забыты под влиянием одностороннего социол. подхода к религии К.Маркса.

Соч.: Единство и многообразие философского знания // Структура философского знания.

Томск, 1986; Как возможна философия, не связанная с жизнью? // Характер и способы связи философии с жизнью.

М., 1988; Не новая тема, а системообразующий принцип! // В. высшей школы. 1989. № 2; Человек и общество.

К проблеме гуманизации социально-философского мышления.

М., 1990; Разнообразие форм существования философии и русская философская мысль // Русская философия: преемственность и роль в современном мире. СПб., 1992; Становление русского философского самосознания. [В соавт.]. М., 1994; История философии.

Курс лекций.

М., 2000.