Пукирев Василий Владимирович

— живописец; род.в 1832 г., ум. в Москве 1-го июня 1890 г. Был крепостным вдовы поручика Александры Васильевны Грековой, по имению ее в Рязанской губ., в Данковском уезде; в 1837 г. получил от нее отпускную, а впоследствии был приписан к Московскому мещанскому обществу.

Сперва П. рисовал самоучкою; затем (1-го апреля 1847 г.) поступил в Училище Живописи и Ваяния, добывая себе средства к жизни уроками и продажею своих работ. В 1850 г. он удостоен был от Академии Художеств звания "учителя рисования в гимназиях" и одобрения за рисунок с натуры; в 1853 г. — вторично удостоился одобрения за подобный рисунок, а в 1855 г. за два портрета с натуры, писанные им масляными красками, получил звание неклассного художника.

В 1858 г. бывший преподавателем в Училище Е. А. Васильев предложил Совету Московского Художественного Общества назначить ему в товарищи по преподаванию B. B. Пукирева, предлагая разделить с ним жалованье пополам; но, по-видимому, это не состоялось, и В. В. Пукирев только через три года (27-го сентября 1861 г.), по смерти Е. А. Васильева, поступил на его место младшим преподавателем, получив за год перед тем звание "академика по живописи исторической и портретной", за картину "Татьяна". В 1863 г. П. написал лучшее свое произведение — "Неравный брак", за которое Академия, 27-го августа того же года, единогласно присудила ему звание "профессора живописи народных сцен". При материальном содействии г. Борисовского, Пукирев два раза побывал за границею: в первый раз — с 19-го октября 1862 г. по 19-е января 1863 г., а второй раз — с 1-го мая по 1-е августа 1864 г. Сильные приливы крови к голове заставили П. прекратить преподавательскую деятельность, и 31-го марта 1873 г. он вышел в отставку.

Хотя после того он продолжал заниматься живописью, но работы его шли слабо и никакого успеха не имели, так что материальное положение художника дошло до крайности, и 3-го февраля 1884 г. он обратился с прошением на имя московского генерал-губернатора и председателя Совета Московского Художественного Общества, князя В. А. Долгорукова, в котором говорил: "Состоя на службе в Училище Живописи, Ваяния и Зодчества преподавателем двенадцать лет, я захворал... и вышел в отставку.

Невзирая на мой страшный недуг, вышедши из Училища, я продолжал работать; теперь же силы мне положительно изменяют, по нездоровью не могу заниматься искусством, почему средств к существованию не имею. Я обращаюсь к вашему сиятельству, как к председателю Училища, гуманному покровителю искусства, прося ходатайствовать мне о пенсионе". Но Совет Общества, куда князь В. А. Долгоруков направил это прошение, в заседании 16-го мая того же года, отказал художнику, который принужден был, после этого, существовать лишь на маленькую субсидию, выдававшуюся ему Обществом Любителей Художеств, в 1886—1889 гг., в размере от 300 руб. до 420 руб. Умер он в крайней бедности 1-го июня 1890 г. Кроме упомянутых работ, нам известны еще следующие произведения П.: "Мальчик с собакой". — "Мадонна", копия с Батони (1850 г.). — "Прометей" (1852 г.). — "Киевиявин", этюд с натуры (1854 г.). — "Мальчик — разоритель гнезд" (1858 г.). — "Девушка", этюд с натуры (1860 г.). — Девять образов для церкви Св. Троицы, что в Грязях, в Москве, исполненных по заказу Е. В. Молчанова. — Два образа для церкви в имении г-жи Нарышкиной (1860—1861 гг.). — "Сбор Недоимок", приобретен К. Т. Солдатенковым. — "Мастерская художника" (1863—1864 гг.), находится в галерее П. М. Третьякова. — "Крещение еврея" (1869—1870 гг.), у Г. И. Хлудова. — "Строение железной дороги") (1870—1871 гг.), исполнено по заказу г. Мейен. — "Прием приданаго по росписи" (1870—1871 гг.), прибретено г. Щербаковым, а повторение находится в галерее П. М. Третьякова. — "Филипп Митрополит и Иван Грозный в Успенском соборе", приобретено С. И. Костаревым. — "Свидание", или "Размолвка", тоже. —"Давыдкова", тоже. — "Потрава" (1870 г.), приобретено г. Щаповым. — "Дьячок, объясняющий Страшный суд", тоже. — "Ревность женщины" (1875—1876 гг.), приобретено С. И. Карзинкиным. — "Прерванный, или Несостоявшийся брак", тоже. — "Приемная концессионера", тоже. — "Сиротка". — "В день Благовещения" (1882—1883 гг.). —"Иван Грозный в Молельне" (1884—1885 гг.). — "Свет Тихий" (1886 г.). Кроме того, им исполнены портреты: Предводителя Тверского дворянства г. Полторацкого, для местной гимназии (1860—1861 гг.). — Калужского предводителя дворянства Ф. С. Щукина, по заказу дворянства, для Дворянского Собрания (1862—1863). — Греческого монаха (1862—1863). —Женский портрет. —Портрет г. Борисовского. — Г-жи Борисовской. — Г. Креймер. — Г. Протопопова. — Портрет девушки, по заказу г. Варенцова (1863—1864). — Г. Попандопуло (1869). — Купца Строганова (1869—1870). — Г-жи Гетлих. — Императора Александра II, по заказу г. Мейен, для Комиссаровского Училища (1870—1871). — Принца Петра Георгиевича Ольденбургского, туда же. — Полковника Ильина. — Генерала Казакова. — Г. Полякова (1870—1873) и карандашный портрет П. М. Шмелькова, находящийся в Третьяковской галерее.

Наконец, он нарисовал с натуры на камне портрет М. С. Щепкина, напечатанный в Литографии Каткова в 1857 г. Дела Московского Художественного Общества: №№ 2, 41, 47, 110, 128, 140, 176 и 209; Сборник материалов для истории Имп. Академии Художеств, СПб. 1868; Отчеты Имп. Академии Художеств за 1860/61, 1861/2, 1862/3, 1863/4, 1866/7, 1869/70, 1870/71, 1872/3, 1875/6; Указатель художественной выставки Училища Живописи и Ваяния в 1858 г., М. 1858; Указатель художественных произведений, выставленных в залах Имп. Академии Художеств, СПб. 1860; Каталог портретов и картин русских и иностранных художников на постоянной выставке в Обществе Любителей Художеств, М. 1869; Каталог выставки художественных произведений в Училище Живописи и Ваяния, М. 1872; "Древняя и Новая Россия" 1877 г.; Каталог периодической выставки Общества Любителей Художеств, М. 1882 г.; Idem, 1885 г.; Каталог художественного отдела Всероссийской выставки в Москве 1882 г., М. 1882; Отчеты Комитета Общества Любителей Художеств за 1885, 1886, 1887, 1888 и 1889 гг.; Опись художественных произведений городской галереи П. и С. Третьяковых; "Художественные Новости" 1890 г; "Артист" 1891 г., № 13, февраль, стр. 201; Н. П. Собко, Словарь русских художников, СПб. 1899 г. А. Новицкий. {Половцов} Пукирев, Василий Владимирович (1818—1890) — живописец-жанрист, крестьянин по происхождению.

Получив первоначальное образование, поступил в ученье к одному неважному живописцу в Могилевской губернии, а затем, благодаря счастливой случайности, попал в московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Занимаясь здесь живописью под главным руководством профессора С. Зарянка, вскоре выказал блестящие успехи в этой отрасли искусства.

Избрав вначале специальностью портретную живопись, прислал в 1853 г. два образца своих работ в этом роде в академию художеств и получил за них звание неклассного художника.

За портретные же произведения была присуждена ему в 1860 г. степень академика.

На академическую выставку 1863 г. была доставлена им картина "Неравный брак" (в московской Третьяковской галерее), своей общей идеей, сильной экспрессией, необычайным для бытового сюжета размером и мастерским исполнением сразу выдвинувшая художника на одно из самых видных мест в среде русских живописцев.

За нее академия наградила его званием профессора.

После этой картины П. выставлял еще другие: "Ревность женщины", "Несостоявшийся брак", "Приемная концессионера", "Дьячок, объясняющий картину Страшного Суда", "Размолвка", "Св. митрополит Филипп отказывает в благословении Иоанну Грозному" и пр.; однако, все эти картины значительно уступали в достоинстве "Неравному браку", а некоторые из них вышли даже очень посредственными.

Еще слабее были религиозные картины, писанные П. в конце его деятельности.

В 1861—73 гг. П. служил преподавателем в московском училище живописи, ваяния и зодчества.

А. А. С—в. {Брокгауз}