Путята тысяцкий киевский

— тысяцкий киевский при кн. Владимире Святом.

Как известно, распространение христианства в Новгороде не имело столь хорошо подготовленной почвы, как в Киеве, Новгородцы, услышав, что в Новгород идет от князя Владимира Добрыня с новопоставленным епископом Иоакимом, чтобы крестить народ, собрали вече и на нем решили оказать сопротивление; к тому же волхвы уговорили новгородцев отстаивать всеми силами старую веру предков.

Иоаким с Добрыней и Путятой, тысяцким киевским, стояли на Торговой стороне, и хотя епископ проповедовал христианство, обращение подвигалось медленно; тем временем на другой стороне народ, под предводительством Новгородского тысяцкого Угоняя, предав разрушению и пламени дом Добрыни и убив жену его, приготовился к ожесточенному сопротивлению. "Лучше нам умереть", кричал Угоняй, "чем дать богов на поругание". Путята, видя, что уговором ничего нельзя поделать, приготовив лодки и выбрав 500 человек из приведенных к Новгороду ростовских полков, ночью переправился через реку выше крепости, а зател вошел и в город. Это удалось ему, так как новгородцы полагали, что это их ратники.

Достигнув дома тысяцкого Угоняя, Путята схватил его и других ратников и ночью незаметно отправил его на другую сторону через реку к стоявшему там Добрыне и епископу Иоакиму.

Когда весть о случившемся дошла до новгородцев, они вышли в количестве 5000 человек и вступили в битву. Путята выдержал неравный бой до рассвета, а на рассвете явился и Добрыня.

Чтобы отвлечь Новгородцев от битвы, Добрыня велел поджигать дома. Убежав спасать свое имущество, новгородцы оставили битву. Так Добрыне и Путяте удалось сломить сопротивление новгородцев.

Память об этой ожесточенной сече во имя распространения христианства сохранилась в памяти народа, выразившись в известной пословице: "Путята крестил мечом, а Добрыня огнем". С. М. Соловьев, "История России", изд. т-ва "Общ. Польза", кн. I, т. I, стр. 171, 172 и примеч.; "Никон. Летоп.", т. І, стр. 103, 105. Н. В—н—в. {Половцов}