Рабинович Осип Ааронович

— писатель-беллетрист, родился 14-го января 1818 г. в г. Кобеляках, Полтавской губ. Выросши при благоприятных обстоятельствах, он получил и основательное образование.

На 18-м году он женился и продолжал заниматься науками, в особенности юридическими, а в 1840 г. поступил студентом в Харьковский университет.

Его желание было пройти курс юридического факультета, но так как ему, как еврею, были закрыты служебные пути, он поступил на медицинский факультет, но, ввиду стесненных обстоятельств, принужден был оставить университет и ехать на помощь к отцу, потерявшему в подрядах все свое состояние.

Он занялся делами, но с малым успехом, и осенью 1845 г. вместе с родителями и 8-летней дочерью переехал в Одессу.

Год спустя, Р. был принят в число присяжных стряпчих Одесского Коммерческого Суда и 1-го января 1848 г. получил звание публичного нотариуса.

С этого времени к нему, благодаря его добросовестности и знанию дела, стали притекать крупные процессы.

Годом раньше (1847) он выступил и на литературное поприще.

В первый раз он перевел с еврейского поэму "Гакраб", соч. Эйхенбаума (изд. Одесса, 1847). Затем, до 1849 г. он печатал статьи в "Одесском Вестнике" о реформах в религиозном быту евреев и интересные очерки жизни на богемских водах, под заглавием: "Франценсбадские минеральные воды". В 1849 г. Р. участвовал в литературном сборнике, изданном в Одессе под названием "Литературные вечера". В этом издании напечатаны его сочинения: "История торгового дома Фирлич и К°" и "Мориц Сефарди". В то же время он не переставал печатать статьи и в "Одесском Вестнике", где появилась статья его "О Мошках и Иоськах", наделавшая много шуму; в этой статье, под личиной шутки, он высказал самые горькие для евреев истины, смягчив их глубокой симпатией к соплеменникам.

В "Русском Инвалиде" была напечатана его статья: "Устарелые взгляды при дневном свете". В 1859 г. Р. напечатал в "Русском Вестнике" статью юридического содержания: "Торговые судопроизводства". В том же году, в изданном в Одессе профессорами Богдановским и Георгиевским "Новороссийском Сборнике", помещен обширный трактат его: "О собственных именах евреев", а в 11-й книге "Русского Вестника" появился первый рассказ из его "Картин прошлого" под названием "Штрафной"; второй рассказ: "Наследственный подсвечник" появился уже в "Рассвете" за 1860 г. (№ 1—8). Там же P. поместил две статьи исторического содержания: "Уголовный суд y древних евреев, во времена владычества римлян" (1860 г., № 20) и "Судьбы евреев в Южной Европе" (1860 г., №№ 9, 11, 13, 15). Живя в Одессе, Р. принимал живое участие в интересах этого города и его жителей.

Так, им были написаны статьи о хлебной торговле под заглавием "Время не терпит" — в "Русском Вестнике" 1862 г. (т. XXXIX, № 6, стр. 617—648) и в "Бессарабских областных Ведомостях" 1863 г. (№ 1, стр. 3—5). В "Русском Слове" за 1860 г. напечатана повесть Р. в 2-х частях под заглавием "Калейдоскоп". Кроме того, P. участвовал в "Современнике", "Библиотеке для Чтения", "Веке" и др. С 27-го мая 1860 г. по 19-е мая 1861 г. Р. издавал в Одессе журнал "Рассвет"; этим органом он старался познакомить русскую публику с бытом евреев.

Занимаясь общественными делами, Р. принимал участие в разработке проекта Одесского муниципалитета в 1859 г., а с открытием муниципального управления был избран в гласные думы и долгое время работал в комиссии, пока тяжкая болезнь не свела его в могилу.

Он умер от чахотки в Меране 16-го октября 1869 г. Неотъемлемой и важнейшей заслугой Р. следует считать то, что он первый из русских евреев сделался русским литератором.

В нем русская литература лишилась талантливого писателя, а евреи — одного из лучших представителей, который первый выступил в защиту своего народа в статьях на русском языке. "Новоросс.

Ведомости" 1869 г., №№ 30, 35, 37; "Одесск.

Вестник", 1869 г., №№ 235, 241, 243; "День" 1869 г., №№ 7, 24, 28; "Рассвет" 1860 г., № 1—8; "Русск. Архив" 1871 г., стр. 506, 507; "Москов.

Ведом." 1869 г., № 244; "Северная Пчела" 1869 г., № 64. Н. Д. Игнатьев. {Половцов} Рабинович, Осип Ааронович — русско-еврейский беллетрист (1817—1869); был нотариусом в Одессе.

В ряде публицистических статей, помещенных в разных периодических изданиях, он ставил себе целью содействовать просвещению своих соплеменников путем раскрытия темных сторон их внутренней жизни, защищать их против несправедливых нападок и обвинений и бороться с господствовавшими против них предрассудками.

Особенно выдаются написанная с тонким юмором статья "О Мошках и Иосках" и апология "Устарелые взгляды при дневном свете". Лучшие из беллетристических произведений Р. — "Мориц Сефарди" (Литературные вечера, 1850, II т.) "Штрафной" (Русский Вестник, 1859) и "Наследственный подсвечник" (Рассвет, 1860). Эпоха великих реформ побудила Р. основать, в 1860 г., орган, посвященный исключительно интересам русского еврейства.

Этот орган, названный им "Рассвет", положил начало русско-еврейской журналистике.

Несмотря на кратковременное свое существование, он имел благотворное влияние, вызвав среди еврейской молодежи усиленное стремление к просвещению.

По независящим причинам Р. через год должен был прекратить свое издание.

Полное издание сочинений Р. вышло в 1880—88 гг. (СПб. и Одесса), с биографией автора.

См. Ю. И. Гессен, "Галерея еврейских деятелей" (СПб., 1898, выпуск I). И. {Брокгауз} Рабинович, Осип Ааронович О. А. Рабинович. — известный русско-еврейский писатель.

Род. в 1817 г. в г. Кобеляки, ум. в 1869 г. в Меране (Тироль).

Сын откупщика, Р. получил исключительное для того времени образование; наряду с еврейскими науками он изучал иностранные языки, музыку и проч. В 1840 г. Р. поступил в Харьковский университет, но вскоре, ввиду разорения, постигшего его отца, вынужден был отдаться торговой деятельности; когда же дела не пошли, Р., пробыв недолгое время на службе по откупу, занял место делопроизводителя в конторе адвоката в Одессе; затем он был присяжным стряпчим при Одесском коммерческом суде, а в 1848 г. получил должность нотариуса.

В Одессе имелась в то время значительная группа образованных евреев, преимущественно заграничных, чуждых тем формам религиозно-национальной жизни, в которых протекало существование почти всего русского еврейства, и Р. примкнул к этой группе, связанный с нею общностью взглядов на духовное состояние народной массы. В 1847 г. Р. выступил на литературное поприще стихотворным переводом на русский язык известной поэмы Эйхенбаума "Гакраб" — битва на шахматной доске (изд. брошюрой в Одессе).

В том же году Р. напечатал в "Одесском вестнике" (№ 34) статью "Новая еврейская синагога в Одессе", вызвавшую возмущение со стороны консервативных кругов, так как она в резкой форме осуждала косность русского еврейства и, в частности, порядки, установившиеся в синагогах.

Вслед за тем Р. поместил в "Одесском вестнике" (1848 г., № 34) статью "По поводу доброго слова", призывавшую русское общество отбросить предубеждение, "смотреть на еврейский народ глазами беспристрастия". Этими двумя выступлениями в печати определился характер будущей литературной деятельности Р. — защищать евреев от ударов извне и бороться за прогрессивные преобразования во внутренней еврейской жизни. В течение нескольких ближайших лет Р. не касался еврейства; вращаясь в кругу местных русских литераторов и ученых, Р. поместил в сборниках "Литературные вечера" два беллетристических произведения общего содержания — "История торгового дома Фирлич и К°" (1849 г.) и "Мориц Сефарди" (1850 г.). — Р. вернулся к вопросам еврейской жизни тогда, когда с воцарением Александра II началось смягчение правовых стеснений, давшее повод надеяться на близкую эмансипацию.

В 1858 г. Р. поместил в "Русском инвалиде" (№ 83) статью "Устарелые взгляды при дневном свете", написанную в сильных выражениях, явившуюся отповедью на нападки, которым еврейство подверглось на страницах "Северной пчелы". "Хотел я излить то, что давно накипело на душе у многих из нас; их (т. е. благомыслящих русских) суждению повергаю я мою бессвязную апологию, вырвавшуюся наружу, как болезненный стон". Отмечая, что евреи отнюдь не должны бояться обнаруживать свои недостатки, к исправлению коих следует стремиться, Р. подчеркивал, что эти недостатки, результат вековых гонений, не лишают евреев права гордиться своей народностью.

И опять, следуя намеченной цели, Р. в это же время напечатал в "Одесском вестнике" (№ 10), выходившем под редакцией проф. А. И. Георгиевского (см.), статью "О Мошках и Иоськах", направленную против установившегося у евреев обычая пользоваться уменьшительными именами, этого наследия прошлого, когда евреи в Польше в угоду панам "старались уменьшаться пред ними и телом, и душою, и именем"; Р. указывал, что эти искаженные имена роняют достоинство евреев в глазах окружающего общества; одновременно Р. ополчается и против традиционного костюма (см. Одежда); написанная с юмором, эта статья, однако, проникнута глубокой скорбью об унижении евреев (Р. также напечатал в "Новороссийском литературном сборнике", 1859 г., работу "О собственных именах евреев", о происхождении евр. имен и о тех изменениях, которым они подверглись в различных странах).

Статья "О Мошках и Иоськах" обратила на себя внимание; переводы ее появились в нескольких иностранных органах, между прочим в "Archives Israelites". Публицистическая деятельность создала Р. имя. Но особенно популярным Р. становится после появления в 1859 г. в "Русском вестнике" (шестой том) его беллетристического произведения "Штрафной" — скорбной повести о недавнем прошлом, пережитом евреями в России, в связи с установленной для них усиленной рекрутской повинностью. "Штрафной" — это бывший кагальный старшина, сданный в солдаты за то, что кагал не мог доставить полного числа рекрут, так как уже были сданы в рекруты даже восьмилетние мальчики; в повести передаются те ужасы, которыми непомерная рекрутская повинность еще недавно, до воцарения Александра II, наполняла еврейскую жизнь. Повесть произвела потрясающее впечатление на современников; за прочтение книжки "Русского вестника" платили большие деньги; отпечатанные отдельно экземпляры "Штрафного" быстро разошлись, появившись в таких домах, где считалось грехом хранить книгу не на еврейском языке; в молельнях и иешиботах грамотеи переводили рассказ на жаргон.

Историк Иост напечатал свой перевод "Штрафного" в "Jahrbuch fur die Geschichte der Juden und des Judenthums" (т. I, Лейпциг, 1860) — первое издание перевода Иоста, в количестве нескольких тысяч, разошлось в течение двух недель.

Весьма сочувственно был принят и рассказ Р. "Наследственный подсвечник" ("Рассвет", 1860). Содержание сводится к тому, что когда матросы Арон Малкин и его сын Сендер были убиты во время Крымской кампании, их жены подверглись изгнанию из насиженного гнезда, так как после смерти мужей они утратили право проживания в запретной местности; наступили тяжелые дни; воспоминанием о прошлом им служил наследственный подсвечник, единственное, что уцелело из имущества, когда их изгнали; по пятницам подсвечник вычищался, и он имел "для них такой глубокий смысл, несмотря на то, что он был и измят, и неуклюж, и что в нем тускло теплились три копеечные свечки". "Наследственный подсвечник" был напечатан в еженедельном журнале "Рассвет", первом русско-еврейском органе, тесно связанном с именем Р. Борьба, которую прогрессивные круги вели в продолжение нескольких десятилетий с консервативным укладом народной жизни, деятельное стремление просветителей искоренить так называемый "еврейский фанатизм" при помощи правительственной власти — все это не привело к цели, так как развитие просветительного движения сковывалось правовыми ограничениями.

Прогрессисты это сознавали, считая, вместе с тем, что для защиты гражданских прав евреев и для борьбы с внутренними непорядками необходимо иметь специальный орган (Думашевский, Л. Леванда).

Однако создание еврейского органа и защита эмансипации евреев должны были в условиях того времени встретить такие препятствия, для устранения которых нужна была исключительная энергия.

Тем не менее Р. удалось осуществить мечту прогрессистов, и в этом его несомненная заслуга.

Хотя "Рассвет", вдохновителем которого следует считать почти единственно Р., просуществовал всего один год, он оставил значительный след в культурной истории русского еврейства (подробности — см. "Рассвет"). — Р. напечатал, помимо указанных сочинений, роман "Калейдоскоп" ("Русское слово", 1860 г., т. VI), юмористическую вещицу "История о том, как реб Хаим-Шулим Фейгис путешествовал из Кишинева в Одессу и что с ним случилось" (Одесса, 1865), "Торговое судопроизводство" ("Русский вестник", 1858 г., т. XII) и др. Сочинения Р. вышли отдельным изданием в трех томах (I — СПб., 1880; II и III — Одесса, 1888; приложен портрет и краткая его биография).

Р. принимал участие в одесской городской жизни — состоял членом редакционной комиссии, разработавшей проект нового городового уложения, был гласным думы. — Ср.: С. Гинзбург, "Забытая эпоха", "Восход", 1896 г.; Ю. Гессен, О. А. Рабинович ("Галерея еврейских деятелей", вып. I, СПб., 1898 г.); его же, "Смена общественных течений", сборн. "Пережитое", т. III; его же, "Письма О. А. Рабиновича", "Еврейская старина", 1911 г., вып. I; "Систематический указатель литературы о евреях на русском языке". Ю. Г. {Евр. энц.}