Радонежский Платон Анемподистович

— артист Императорской Московской русской оперной труппы и прекрасный певец русских песен. Он родился в 1827 году в селе Коприне, Ярославской губернии, где отец его был священником.

Все семейство Радонежских обладало прекрасными голосами, музыкальностью и очень любило пение. У Платона же Анемподистовича был выдающийся голос. Поэтому, когда он поступил в Ярославскую Семинарию, то тотчас же был записан в певческий хор. В Семинарии он гораздо больше обращал внимания на развитие своего голоса, нежели на учебные занятия, и был выпущен из Семинарии по второму разряду, после чего поступил писцом в Ярославское Губернское Правление.

Прекрасный голос его был известен всему городу; на одном из вечеров ему пришлось встретиться с известным певцом Бантышевым.

Эта встреча имела огромное влияние на всю дальнейшую его судьбу.

Радонежский уехал из Ярославля, поселился в Москве и начал там брать уроки пения у Тамброни.

Не имея никаких средств, он добывал себе насущный хлеб, занимаясь перепиской второй части "Мертвых душ" Гоголя.

Трудно было жить ему, и он с труппою актеров отправился путешествовать по провинциальным городам.

Сначала побывал он в Воронеже, потом в Ярославле, где молодой и не известный еще певец распевал свои русские песни и романсы.

Его могучий голос и та необычайная задушевность, с которой он пел русские мелодии, обращали на себя общее внимание.

Вскоре он бросил своих странствующих товарищей, так как, благодаря счастливой случайности, получил возможность ехать в Италию, чтобы получить более солидное вокальное образование.

В Италии, покровительствуемый известным меценатом Демидовым, Радонежский брал уроки у знаменитостей музыкального мира. Его голос был очень сильный, чистый и в то же время необыкновенно мягкий, музыкальный.

Все учителя занимались с ним очень охотно.

Когда устранены были недостатки первоначального музыкального образования, Радонежский решил наконец выступить пред публикой.

Впервые дебютировал он в Италии во Флорентийском соборе, исполняя басовую партию в известной оратории Россини "Моисей"; успех его был громадный, и после этого он получил ангажемент в Америку, но отказался, вернулся в Россию и выступил в Петербурге, в первый раз в концерте г-жи Леоновой.

Его не только заметили, но сразу причислили к выдающимся русским певцам.

Из Петербурга он уехал опять в Москву, где был принят на Императорскую оперную сцену. Там дебютировал он в партии Сусанина в опере Глинки "Жизнь за Царя". Голос дебютанта всеми признан был особенно выдающимся.

Положение его было упрочено.

С тех пор до самой смерти он не покидал Московской сцены, и каждое появление его вызывало бурные восторги.

Из его ролей наиболее выдающимися, такими, в которых он был единственный, были роли Сусанина в опере "Жизнь за Царя" и Мельника в опере "Русалка". Платон Анемподистович Радонежский умер в Москве 19-го сентября 1881 г. "Новое Время" 1881 г., 23-го сентября, № 1282 — некролог; "Русский Курьер" 1881 г., 20-го сентября — некролог;

Энциклопедический словарь, изд. Брокгауза и Ефрона, т. 26, стр. 98; "Воскресный Досуг" 1867 г., № 176; "Астраханский справочный листок" 1867 г., №№ 183, 189, 190, 192, 195, 196, 197; "Воронежские Губернские Ведомости" за 1868 г., № 17; "Псковские Губернские Ведомости" за 1867 г. {Половцов} Радонежский, Платон Анемподистович — певец-бас (1826—1873). Пел в Петербурге (1863) и Москве.

В его репертуаре лучшими ролями были Сусанин ("Жизнь за царя") и Мельник в "Русалке". {Брокгауз} Радонежский, Платон Анемподистович — оперный певец (бас); род. 1826 близ Мологи; ум. 19 сентября 1879 в Москве; пению учился у Риччи в СПб. и у Романи в Италии.

Пел с успехом в Московской казенной опере. {Риман} Радонежский, Платон Анемподистович [1826 (в нек-рых источ. 1829), с. Коприно Рыбин. у. Ярослав. губ., ныне Ярослав. обл. — 19.9(1.10), 1879, Москва, похоронен в родном селе] — арт. оперы (бас-баритон) и камерный певец. Род. в семье сельского священника.

С 6 лет пел в церковном хоре. Окончив уездное уч-ще в Рыбинске, в 1827 поступил в Ярослав. духовную семинарию (здесь же пел в хоре), по окончании к-рой работал писцом Ярослав. губ. правления, давал также уроки. В 1849 его голос услышал А. Бантышев и взял с собой в Москву, где Р. поступил вольноприходящим в Моск. театр. уч-ще и обучался пению у К. Тамброни.

В этот период познакомился с А. Островским, Н. Гоголем, А. Верстовским, И. Сосницким, М. Щепкиным.

В 1850 выступил с концертами в Воронеже, где исп. рус. романсы и песни. В 1854 на собранные деньги от концертов в Ярославле и Рыбинске уехал в Петербург, где брал уроки пения у Ф. Риччи. В этот период молодого певца поддержали В. Одоевский и М. Виельгорский.

В 1856 был зачислен в Петерб. оперную труппу, но, не получив ни одной сольной партии, в нач. 1857 при финансовой поддержке мецената П. Демидова уехал во Флоренцию.

Здесь совершенствовался по вокалу у Д. Гордиджиани, А. Чеккерини, П. Романи, пел в хоре рус. церкви на вилле П. Демидова, выступал в концертах.

Приобретя известность, был принят в члены Флорентийского филармонического общества.

В 1860 дебютировал во флорентийском т-ре "Пергола". В 1861 во Флорентийском соборе исп. сольную партию в оратории "Моисей" Дж. Россини.

Позднее выступал (иногда под псевд. Plato) в оперных т-рах Италии (1861—62) — в Риме, Болонье, Мантуе, Венеции, Милане, Тоскане, Генуе, Лукке. В нач. 1862 дал 14 концертов в Германии, Франции и Швейцарии, в к-рых исп. рус. нар. песни, романсы и арии. В конце 1862 вернулся в Петербург, где выступал в концертах.

В 1863—65 солист петерб.

Мариинского т-ра (дебютировал в бенефисе Д. Леоновой).

В 1864 с большим успехом гастролировал в Париже.

В 1865—77 солист моск. Большого т-ра (дебютировал в партии Сусанина — "Жизнь за царя" М. Глинки).

Обладал густым и сильным голосом мягкого "бархатного" тембра и широкого диапазона (две октавы).

Созданию законченных худож. образов мешал недостаток сцен. мастерства. 1-й исп. партий: Дюжого ("Воевода"); в Большом т-ре — Тихона ("Гроза"), Элиакима ("Юдифь" А. Серова), Красного солнышка ("Рогнеда"), Вязьминского ("Опричник"), Дона Луиса Камоэнса ("Индра"); на рус. сцене — Конрада ("Дети степей, или Украинские цыгане"). Лучшие партии: Сусанин ("Жизнь за царя" М. Глинки), Руслан, Мельник ("Русалка" А. Даргомыжского).

Др. партии: Неизвестный ("Аскольдова могила"), Фарлаф, Громобой, Старик-странник, Кардинал ("Жидовка"). Партнеры: А. Александрова-Кочетова, А. Анненская, М. Владиславлев, С Демидов, Е. Кадмина, А. Меньшикова, И. Онноре, И. Сетов. Пел п/у Э. Мертена, И. Шрамека.

Был замечательным камерным певцом.

Его камерный репертуар включал произв.

М. Глинки, A. Даргомыжского, А. Дюбюка, В. А. Моцарта, Дж. Россини, Ф. Шуберта, но с особой задушевностью исп. романсы А. Варламова, А. Гурилева, А. Верстовского и рус. нар. песни. Талант певца высоко ценили М. Виельгорский, B. Одоевский, И. Сосницкий, М. Щепкин.

Автор стихотворений "Тоска по родине" (изд.: Флоренция, 1857) и "Село Коприно" (изд.: Париж, 1864). Писал романсы на собственные стихи, в т. ч. "За что ты меня полюбила", к-рый исполняется и в наше время. После 1917 в Коприно в доме Радонежских был открыт краеведческий музей, позднее все материалы и личные вещи певца были переданы в Историко-художественный музей Рыбинска.

В 1955 в связи со строительством Рыбинского водохранилища прах певца был перенесен в село Погорелку и здесь установлен памятник.

Лит.: А. Э. [Элькан А. Л.] Бас Радонежский // Иллюстрация. 1863. 17янв.; Его же. Русский певец Платон Радонежский // Муз. свет. 1863. № 3. С. 19—23, [Биография Радонежского] // Псков. губ. ведомости. 1864. 27 ноября;

П. А. Радонежский. (Некролог) // Нувеллист. 1879. № 6. С. 11—12; Радонежский Александр.

Последние минуты жизни певца русской оперы П. А. Радонежского // Моск. ведомости. 1879. № 240. С. 3; Кашкин Н. Воспоминания о П. И. Чайковском. — М., 1896. С. 55; То же. 2-е изд. — М., 1954. С. 6, 203; Грановский Б. Платон Радонежский // Сов. музыка. 1953. № 10; Его же. Забытый певец (П. А. Радонежский) // Смена (Л.). 1957. № 17. С. 24; Его же. Очерки о певцах Ярославского края. — Ярославль, 1988. С. 25—38; Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи. — М., 1953. С. 49, 50, 190; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века, 1857—1872. — Л., 1971. С. 140. Радонежский, Платон Анемподистович артист русской оперы в Москве; род. 1827 г., † 19 сент. 1879 г. {Половцов}