Ребиков Владимир Иванович

— русский композитор (род. в 1866 г.), пропагандирующий меломимику, т. е. музыкальное исполнение при соответствующей обстановке и мимике.

Р. — музыкальный декадент, не считающийся ни с какими музыкальными законами и формами, Главные его произведения: оперы "В грозу" и "Елка", романсы ("Басни Крылова в лицах"), "Вокальные меломимики". Н. Б—н. {Брокгауз} Ребиков, Владимир Иванович — композитор, род. 19 мая 1866 в Красноярске.

Двух лет переехал с родителями в Москву, где окончил реальное училище, после чего изучал контрапункт в Берлине у Мюллера и инструментовку у Якша в Вене. Затем Р. жил несколько лет в Одессе, где 1894 поставлена была его 2-актная опера "В грозу" (на сюжет "Лес шумит" Короленко).

В то же время Р. сотрудничал в "Одесских Новостях" и "Одесском Листке", а также в "Артисте". Упорные старания Р. основать в Москве (где Р. в 1897 преподавал в Филармоническом Училище), Киеве и Одессе "Общество русских композиторов" не увенчались успехом.

В 1898 Р. переселился в Кишинев, где организовал отделение И. Р. М. О. и при нем музык. классы, переименованные 1900 в музык. училище; должность эту Р. оставил 1901, после чего переехал в Москву.

Композиции Р. не лишены своеобразности, впадающей, впрочем, временами в очевидные преувеличения. "Музыка — язык чувств", говорит Р., "чувства же наши не имеют заранее установленных форм и окончаний; соответственно этому должна передавать их и музыка". Отсюда — пренебрежение к форме у Р., окончание пьес на диссонирующих гармониях, вообще — несколько декадентский оттенок его сочинений (начиная с op. 10); отсюда же пропагандируемая им "меломимика" т. е. соединение музыкального исполнения с мимикой при соответствующей внешней обстановке.

Сочинения Р.: А. Оперы: "В грозу"; "Елка" (на сюжет Достоевского) в 1 д., 1902; В. Для оркестра: 2 маленькие сюиты; С. Для фп: op. 2 (6), op. 5 (7), op. 6 (4), op. 8 ("Reveries d''automne", 16), op. 9 ("Autour du monde", 18); op. 10 ("Эскизы настроений"), op. 11 ("Меломимики"), op. 13 (10), op. 14 (сюита "Мила и Нолли"), op. 15, op. 17 ("Меломимики"); музыкально-психологические картины: op. 22 "Рабство и свобода", op. 24 "Песни сердца", op. 25 "Стремление и достижение", "Печаль" и др. D. Для хора: op. 19 ("Вокальные меломимики") и др.; Литургия для смешанного хора. Е. Романсы: op. 1 (6), 4 (12), 12, 16 (3), 18 (3), 20 (7); "Басни Крылова в лицах" (36 №№ для сценического исполнения с фп.). F. Для скрипки с фп.: op. 7 (3). Кроме того, 11 сборников различных наименований для школьного и детского пения. Р. перевел также и дополнил русскими примерами "Курс инструментовки" Говарта (Москва, 1898). {Риман} Ребиков, Владимир Иванович (род. 31.V.1866 в Красноярске, ум. 4.VIII.1920 в Ялте) — рус. композитор, пианист.

Ученик Н. Кленовского (Москва) и Г. Мюллера (Берлин).

Некоторое время преподавал музыку в Берлине, Вене. С 1894 по 1898 жил в Одессе, с 1898 по 1901 в Кишиневе.

В обоих городах организовал отд. Русского музыкального общества.

В 1901—09 жил преимущ. в Москве.

Один из первых представителей муз. модернизма в России.

В силу относительной скромности дарования новаторство его было во многом наивным (целотонные гармонии, параллелизмы, соединение музыки с мимикой — "меломимика", — синтез речевых и муз. интонаций и т. п.), подчас носило чисто внешний, декларативный характер, выражаясь в заголовках, названиях (напр., "музыкально-психографическая драма") и литературно-психологических комментариях.

Широкой популярностью пользуется его вальс из оп. "Елка". Соч.: 10 опер, в т. ч. "В грозу" (1894), "Елка" (1903), "Бездна" (1907), "Женщина с кинжалом" (1910), "Альфа и Омега" (1911), "Нарцисс" (1912), "Дворянское гнездо" (1916); инсц. "Басни Крылова", пантомимы; 2 сюиты для орк.; пьесы для фп., многие для детей; ритмодекламации, меломимики; романсы, песни, сб. для школьного пения, хоры.