Рехин Игорь Владимирович

род. 25 марта 1941 в Тамбове.

Композитор.

В 1962—1964 обучался в Ин-те им. Гнесиных по кл. композиции А. И. Хачатуряна, в 1968 окончил Ленингр. конс. по кл. композиции А. А. Чернова.

В 1972—1976 занимался в аспирантуре Моск. заочного пед. ин-та. Преподаватель Омского муз. училища и лектор филармонии (1961—1964), муз. школы Петродворецкого р-на Ленинграда (1966—1968). В 1968—1969 зав. отделом журн. "Сов. музыка". С 1969 завотделом Моск. обл. филармонии и преподаватель Моск. заочного пед. ин-та. Автор методич. пособия "Хоровая аранжировка" (1976). Соч.: для хора и симф. орк. — Три поэмы (сл. А. Пушкина, К. Рылеева, Н. Некрасова, 1975); для кам. орк. — Триптих (1968); для струн. орк. — Симфониетта (1960); для трубы, чембало и ударных инстр. — Диалоги (1967); для скр. и ф-п. — Ария в классическом стиле и Жига (1966); для ф-п. — Соната (1962); для влч. соло — Два речитатива (1969); для органа — сюиты: I (1970), II (1972), Соната (1973); для голоса и ф-п. — циклы: По дороге (сл. Н. Гильена, 1963), Французская тетрадь (сл. нар., 1966); для хора — цикл Акварели (сл. А. Фета, А. Каменского, С. Есенина, А. К. Толстого, А. Блока, 1974); эстр. песни; музыка к спектаклям, в т. ч. "Маленький Мук" (1963), "Чинчраквелла" (1964), "С любимыми не расставайтесь" (1973), "Бочка меда" (1974), "Муж и жена снимут комнату" (1975). Рехин, Игорь Владимирович (род. 25 марта 1941 года в Тамбове) — известный российский композитор.

Заслуженный деятель искусств России (1999). С 1962 по 1965 год учился в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных в Москве в классе композиции у Aрама Хачатуряна, а затем продолжил профессиональное образование у Владимира Цытовича и Aлександра Пена-Чернова в классах теории и композиции в Ленинградской консерватории, которую окончил в 1968 г. В 1970 году был принят в Cоюз Композиторов СССР. С 1970 по 1977 год преподавал историю зарубежной музыки, полифонию, гармонию аранжировки в Московском государственном заочном педагогическом институте.

В 1977 году окончил аспирантуру этого вуза (научный руководитель Т.Л. Беркман), выступал с авторскими концертами по городам России, сотрудничал со столичными газетами и журналами ("Известия", "Музыкальная жизнь", "Советская музыка" и др.), занимался лекторской работой в Московской государственной филармонии, созданием музыкально-образовательных программ на Всесоюзном радио и радиостанции "Маяк". С 1979 года сконцентрировался на композиторской деятельности.

В 1999 году И. Рехин был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств России.

Игорь Рехин — автор более 100 сочинений, написанных в разных жанрах, среди которых балеты "Марсий" и "Третий семестр", концерты — для органа "Ода миру", для мандолины и камерного оркестра, "Полифонический концерт" и "Три латиноамериканских танца" для 2-х фортепьяно, вокальные циклы на стихи И. Бунина, Ф. Гарсиа Лорки, сонаты для фортепьяно, для тубы, эуфониума, саксофона, 24 каприса для виолончели-соло, камерно-инструментальные сочинения для ансамблей виолончелистов, брасс-квинтета и других инструментов, музыка к радиопостановкам и театральным спектаклям.

И.В. Рехин — автор многочисленных произведений для гитары, получивших широкую известность в стране и за рубежом: двух концертов для гитары с оркестром — для семиструнной и для шестиструнной;

Сонаты для семиструнной и для шестиструнной гитары; мелких пьес для гитары, ансамблей.

Автор "Альбома юного гитариста" и уникального цикла "24 прелюдии и фуги для соло-гитары": первым исполнителем этого сочинения был Владимир Терво, а в настоящее время его с успехом играет Дмитрий Илларионов.

Замысел цикла "24 прелюдии и фуги" для гитары сложился в год 300-летия великого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха (1685—1750) и создавался в течение 1985—1990 годов. До Игоря Рехина лишь известный итальянский композитор Марио Кастельнуово-Тедеско написал цикл из 24 прелюдий и фуг, но для двух гитар. Российский композитор впервые решает поставить подобную задачу для одной гитары, тем самым, соединив в своем грандиозном по замыслу и масштабу цикле два сложных, специфических гитарных момента — "неудобные" тональности плюс полифония.

Идею произведения подал Игорю Рехину известный гитарист, педагог, заслуженный артист России, профессор А.К. Фраучи.

Рассказывая о том, как создавался цикл, композитор пишет: "В начале работа над прелюдией и фугой начиналась так: я сочинял в голове музыкальную идею, затем записывал ее. Потом проверял на фортепиано, а затем уточнял на гитаре.

С самого начала выяснилось: что хорошо звучит на фортепиано, часто бывает трудно исполнимо на гитаре.

Этот путь оказался малоэффективным.

Поэтому я изменил практику, просто брал в руки гитару и начинал искать возможные варианты темы и ее развития, затем записывал, затем проверял на фортепиано.

Сочинение на гитаре позволило мне лучше понять ее полифонические возможности и особенности как музыкального инструмента". В 1985 году на звукозаписывающей фирме "Мелодия" вышла пластинка известного русского гитариста Н. А. Комолятова.

На этом диске помимо сюиты И. Рехина "Памяти Э. Вила-Лобоса" была записана первая, только что созданная композитором прелюдия и фуга C-dur из цикла "24 прелюдии и фуги". Начиная с 1986 года И. Рехин активно работал с гитаристом Владимиром Терво, которому и был посвящен цикл. Впервые В. Терво исполнил полностью цикл "24 прелюдии и фуги" для гитары 3 января 1992 года в г. Москве.

Премьера прошла с успехом.

Через год после российской премьеры цикла И. Рехина "24 прелюдии и фуги" для гитары состоялась и Западноевропейская премьера этого цикла (в Германии) в исполнении В. Терво. Это событие вызвало большой резонанс.

В статье "Удивительный мир прелюдий и фуг Игоря Рехина" гитарист и композитор Лоренц Шмидт пишет: "Организаторы, композитор и исполнитель показали не звучавший до этого в западном мире единственный в своем роде цикл, открывший в концертном репертуаре для гитары совершенно новые пути: через музыку, сохранившую полифоническую традицию старых лютневых мастеров в гомогенном соединении с современными стилями и направлениями, от поп-музыки до авангарда, этот цикл, обладающий широким воздействием и качеством, дает гитаристам возможность без всяких сравнений и излишних натяжек поставить его в один ряд с известными сочинениями для других традиционных концертных инструментов, таких как фортепьяно.

Все слушатели от первого до последнего звука ощущали, что это были наивысшие музыкальные звездные часы, которые они имели". В 1993 году немецкое издательство Фогт и Фритц (Verlag Vogt & Fritz, Schweinfurt — V&F 511) издало цикл "24 прелюдии и фуги" для гитары в двух томах. Годом позже известный немецкий журнал "Gitare & Laute" назвал цикл "эпохальным сочинением" ("Gitarre & Laute", Кельн, Германия. 1994. №1.). "Поиски Игоря Рехина в области гитарной музыки определяются сочетанием лиризма, яркой мелодичности и точной и конструктивной мысли...", — пишется в одной из рецензий. "Продолжая великие традиции Сеговии, Игорь Рехин нашел новые средства полифонического письма, которые ставят гитару в один ряд с инструментами, обладающими собственной полифонической техникой" ("Le Cahiers de La Guitarre" — "Гитарные тетради", Париж, Франция. — 1993. — № 48 — C. 33). 26 ноября 2001 года, спустя 11 лет после написания и 10 лет после премьеры, цикл Игоря Владимировича Рехина "24 прелюдии и фуги" для гитары снова прозвучал в г. Москве полностью в исполнении Дмитрия Илларионова в концертном зале на Пречистенке. (См. также отзыв о концерте: "Открывающий новые горизонты", ж-л "Гитаристъ", №1, 2002) Сочиняя свои прелюдии и фуги, композитор работал и над другими произведениями.

В эти же годы (1984—1990) были написаны: вокальный цикл "Времена года" на стихи И. Бунина;

Соната для тубы и фортепиано — по заказу американского тубиста Скотта Вотсона;

ТА-БО-СА для флейты и гитары;

Маленькая сюита для духового квинтета, Русский концерт для 7-струнной гитары и симфонического оркестра.

Музыка Игоря Рехина регулярно звучит на различных фестивалях ("Московская осень", "Братиславская весна", "Берлинский фестиваль: гитара и камерная музыка", "Музыкальное лето в Северной Осетии", "Фестиваль современной музыки в Гаване" и др.). Профессиональную композиторскую деятельность Игорь Рехин совмещает с авторскими концертами и мастер-классами по композиции, лекциями и семинарами в России и за рубежом (выступал, в частности, с докладами на конференциях и семинарах в Гаване, Берлине, Гданьске, Дублине, Вуппертале и других городах), сотрудничает с рядом отечественных и иностранных музыкальных издательств, газет и журналов.

Он регулярно принимает участие в качестве члена жюри различных международных и региональных конкурсов в Гаване, Гданьске, Барселоне, Полтаве, Омске, Москве, Туле, Пшемышле и других городах, выступает с авторскими концертами (выступал в том числе и в качестве дирижера с симфоническими оркестрами Омска, Орджоникидзе, Гомеля) В 1993 году Игорь Рехин был приглашен на должность музыкального редактора в журнал "Гитарист". В 1996 году он основал в Москве Российскую секцию Европейской Ассоциации преподавателей гитары (EGTA), в 1998 — Международную гитарную академию в Москве.