Рерих Елена Ивановна

[урожденная Шапошникова; псевдонимы: Н.Токотова, Т.П. Сундри, К.Сент-Илет; 31.01(12.02).1879 — 05.10.1955]. — Род. в Петербурге, в знатной дворянской семье старинного рода Голенище-вых-Кутузовых.

Проявила себя талантливой пианисткой, выступала с сольными концертами.

Встреча с Н.К.Рерихом (1899) и замужество (1901) определили всю ее дальнейшую жизнь. В 1907 начала углубленное изучение восточной филос. С 1916 семья Р. живет в Финляндии, в 1918 уезжает в Европу, а затем в Америку (1920—1923). В 1923 прибыли в Индию. К этому времени Р. сложилась как философ, лит. и обществ. деятель.

Интерес к вост. культурно-религ. традициям оформился в кн."Основы буддизма" (1927), "Криптограммы Востока" (1929), "Знамя преподобного Сергия" (1934). 1924 датированы записи личного архива Р., посвященные личной практике преображения (Р. называла ее "огненным опытом") и впервые появившиеся в печати в 1993. Р. участвует наравне с Н.К. и Ю.Н.Рерихами в Центр.-Азиатской экспедиции.

В 1928 семья поселяется в долине Кулу; тогда же открывается ин-т Гималайских иссл. "Урусвати", почетным президентом-основателем к-рого становится Р. ["Урусвати" ("Утренняя Звезда") — сакральное имя самой Р., данное ей Учителями)]. Р. ведет в ж. "Оккультизм и Йога" (Белград, с 1933) рубрику "Свободная трибуна" (последняя статья вышла в 1956). С согласия Р. в Риге (1940) были изданы 2 тома ее писем, охватывавших период с 1929 по 1938. В 1934—1936 имела место переписка с Президентом США Ф.Д.Рузвельтом, в к-рой обсуждались проблемы междунар. отношений (в т.ч. США и России).

Во время сборов для возвращения на Родину умирает Н.К.Рерих (1947). Власти СССР отказали Р. во въездной визе. Посл. годы жизни Р. провела в Калимпонге (с 1947). Центр. труд семьи Рерихов, в создании к-рого Р. принадлежит вед. роль,— "Агни-Йога" ("Живая этика"). Этот фундам. труд состоит из 15 кн. и создавался с 1924 по 1937. Его осн. задачей Р. считала "провозвестие" грядущего нового мира, пробуждение находящегося в глубоком кризисе человечества от ментальной и дух. летаргии.

Отсюда — принцип построения "Агни-Иоги" — мозаика, слагающая уникальную картину филос.-психол., космологич. и этич. воззрений.

Любое из них м.б. найдено в любой кн."Агни-Йоги". Филос. основанием концепции Р. являются традиции вост. мистических учений, эзотерических школ (теософии, каббалы, герметизма, гностицизма), а также дух. ядро христ. вероучения, во многом утерянное последующей церковной традицией.

По убеждению Р., сокровенный смысл наиболее глубоких дух. учений является единым, и демонстрация этого факта — одна из краеугольных задач "Агни-Йоги". Непосредственным источником откровений "Агни-Йоги" явилось учение Махатм — дух. учителей человечества, достигших более высокой ступени эволюции и полностью реализовавших свою низшую (физ.) и высшую (дух.-ментальную) природу.

Весть о них Р. считала своей миссией и обязательным условием продвижения каждого вступившего на путь знания ученика.

Футурология Р. пронизана духом творч. новой реальности, нового "этического космоса", в к-ром осуществляется экологизация этич. и космизация соц., рассудочность сознания уступает место "сознанию-бытию", "всесознанию-сердцу" (подлинный разум человека, считает Р.,— его сердце.

См.: Сердце.

Новосибирск, 1990). Центр. место в эволюции планетарного человечества Р. отводила России, "стране грядущего" (отсюда, кстати, написание "Агни-Йоги" на рус. яз. — "санскрите будущего"). В кн."Агни-Йоги" отразился объективный процесс ремифоло-гизации обществ. сознания, процесс напряженного поиска новой мифолого-мировоззренч. модели бытия и в системном, и в методол. планах.

Творч. потенциал дух.-космич. мифологии огромен, т. к. "Агни-Йога" выражает стабилизацию "духовной" сущности человека в отношении его телесности, осуществляет задачу единства микрокосма с макрокосмом в целях их прогресса.

Р. разработала способ организации дух. среды, основанный на гармонизации структурных уровней человека—космоса.

Антропология "Агни-Йоги" описывает эти уровни как субординированные, от высших к низшим в следующем порядке: Дух (Атма), Духовная Душа (в отличие от животной), высший разум человека — Манас, психоментальное тело, жизненный принцип (прана), физ. тело. Если человек не развивает свои высшие "тела" — принципы, их паралич вызывает неполадки низших принципов, в т.ч. и болезнь.

Различаются "индивидуальное" (бессмертное) начало человека и "личное", преходящее, эгоистическое; только первое способно извлечь сакральную информацию о реальном состоянии мира. Путь учения — последовательная психодух. самотрансформация, но он (и на этом особо настаивала Р.) исключает старые методы аскезы, магии, телесного йогизма, как не отвечающие более эволюции в пользу естеств. развития без ухода от жизни ("среди кипения жизни храм утвердите"). Будучи знатоком христианства и буддизма, Р. последовательно выступала против религ. ханжества, узости и нетерпимости, омертвелости "бутафорских псевдомистических" церковных ритуалов ("У порога нового Мира". Междунар. центр Рерихов.

М., 1993. С.153), призывала к очищению заветов основателей религий от позднейших выдумок, отстаивала тезис о простоте и величии истины.

В космологич. доктрине Р. сформулированы категории нового энергетического мировоззрения: беспредельность, психическая энергия, огненная духовность, космич. ритм и др. Огненная психическая энергия — изначальная (все остальные — разновидности ее), всеобщая, космич.

Этика является системообразующим фактором космоса (воля, напр., как нравств. и энергетическое начало, есть атрибут беспредельности наряду с пространством, вечностью и движением).

Эволюция человека, по мысли Р., ведет к осознанию экзист. сущности трех миров: физ., "тонкого" (астрально-психол.) и дух. ("огненного"). Умение воспринимать их через развитие собственных высших центров, аналогов неуничтожимого бытия, и есть задача нового этапа, а путь ученика выступает здесь как "путь сердца", в отличие от "пути ума". Соч.: Листы сада Мории. Ч.1. Зов. Париж, 1924; Ч.2. Озарение.

Париж, 1925; Община.

Рига, 1926; Знаки Агни-Йоги. Рига, 1929; Беспредельность.

Ч.1—2. Париж, 1930; Иерархия.

Париж, 1931; Сердце.

Париж, 1932; Мир Огненный.

Ч.1. Париж, 1933. Ч.2—3. Рига, 1934—1935; АУМ. Рига, 1936; Братство.

Рига, 1937; Знамя преподобного Сергия Радонежского.

Рига, 1934 (2-е изд. M., 1991); Агни-Йога. Т.1—3. Самара, 1992; Криптограммы Востока.

М., 1992; Письма Елены Рерих. Т.1—2. Минск, 1992; Письма Елены Рерих. Т.3. Новосибирск, 1993. У порога нового мира. М., 1993. Е.В.Зорина Рерих, Елена Ивановна (урожденная Шапошникова).

Род. 1879, ум. 1955. Религиозный философ, создательница "агни-йоги" ("огненной йоги", учения "живой этики"). Участница Трансгималайской и Центрально-Азиатской экспедиций Н. К. Рериха (см.), его жена.