Римский-Корсаков Николай Андреевич

Римский-Корсаков Николай Андреевич — известный русский композитор; род. в 1844 г. в Тихвине; образование получил в морском кадетском корпусе.

Среди первых руководителей Р.-Корсакова на композиторском поприще наиболее видное место принадлежит М. А. Балакиреву.

Трехлетнее дальнее плавание дало ему возможность довольно усидчиво заняться композицией.

По возвращении из этого путешествия, Р.-Корсаков представил Балакиреву свою первую симфонию; исполненная в зале думы в одном из концертов бесплатной музыкальной школы, она имела большой успех. За ней, в области симфонической музыки, последовали "Садко" — симфоническая музыкальная картина, и сербская фантазия; первая обратила на себя общее внимание самобытностью фантастической музыки, русским пошибом и в особенности оркестровкой, в которой Р.-Корсаков проявил большой талант колориста.

Опера Р.-Корсакова "Псковитянка", на текст Мея, поставлена на сцене Мариинского театра в 1873 г.; впоследствии она подверглась со стороны автора разным исправлениям и дополнениям, а в 1898 г. он присоединил к ней пролог, под названием "Боярыня Вера Шелога". Получив в 1871 г. место профессора специального теоретического класса композиции в с.-петербургской консерватории, состоя с 1873 по 1883 гг. инспектором музыкальных хоров морского ведомства, работая в бесплатной музыкальной школе, в которой он был директором с 1874 по 1880 гг., и занимая с 1883 по 1893 гг. место помощника управляющего придворной певческой капеллой, Р.-Корсаков находил время для обширной композиторской деятельности в области оперной, симфонической, камерной, а позднее и церковной музыки.

На сцене Мариинского театра в 1880 г. появилась опера Р.-Корсакова "Майская ночь", а в 1882 г. — "Снегурочка", в которой лирический талант автора и истинно-народная его манера в обработке национальных мелодий (интересно, например, превращение известной "Дубинушки" в нечто самостоятельное, в танце Хмеля и Хмелихи) выступили с большим рельефом.

Оперы: "Млада" (1892) и "Ночь перед Рождеством" (1895) скоро были сняты с репертуара Мариинской сцены. В 1897 г. Р.-Корсаков окончил фантастическую оперу "Садко", в которую вошли многие элементы симфонической музыкальной картины того же имени. Будучи поставлена в 1897 г. на московской частной русской оперной сцене, опера "Садко" имела несомненный успех, в 1898 г. повторившийся и в Петербурге.

Небольшая опера "Моцарт и Сальери", на текст Пушкина, поставлена московской частной оперной труппой в 1898 г. в Москве, в 1899 г. — в СПб. Кроме того, в портфеле композитора находится новая опера: "Царская невеста". Не менее обширна и замечательна деятельность Р.-Корсакова как симфониста.

Из его симфонических произведений особенно выделяются "Антар", "Шехерезада", испанское каприччио, воскресная увертюра.

Кроме этого он написал струнные квартет и септет, фортепьянный концерт, фантазию для скрипки на русские темы, много романсов и хоров a capella, сборник народных русских песен и несколько небольших духовных произведений.

Он переработал и переоркестровал оперу "Борис Годунов" Мусоргского и некоторые другие сочинения, оставшиеся после этого композитора; принимал деятельное участие в окончании оперы "Князь Игорь", Бородина, и в оркестровке "Каменного гостя", Даргомыжского.

Ему же принадлежит "Практический учебник гармонии" (1886). Долголетняя педагогическая деятельность Р.-Корсакова сказалась в целом ряде его учеников, приобретших известность: таковы Бернгардт (в настоящее время директор петербургской консерватории), Лядов, Саккетти и многие другие, ставшие преподавателями или профессорами в консерватории.

Из частных учеников Р.-Корсакова особенно выделился А. К. Глазунов.

Н. С. {Брокгауз} Римский-Корсаков, Николай Андреевич (дополнение к статье) — Новые его произведения: оперы — "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди" по Пушкину (1900); "Сервилия" по Мею (1902); "Кощей бессмертный" (1902) — осенняя сказочка; "Пан воевода" в 4 действиях; "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии". {Брокгауз} Римский-Корсаков, Николай Андреевич — наиболее выдающийся из живых русских композиторов, род. 6 марта 1844 в г. Тихвине Новгород. губ. в помещичьей семье. В этом захолустном уголке, похожем на деревню, Р. К. прожил до 12 лет и, таким образом, имел возможность с детства наблюдать народную жизнь со всеми ее обрядами, песнями и т. п. Все это впоследствии несомненно отразилось на его творчестве.

Мальчика стали обучать игре на фп. в 6—7 лет, а к девятилетнему возрасту относятся уже первые его попытки к сочинению.

В 1856 Р.-К. отдали в СПб. Морское училище, курс которого он окончил 1862. Будучи в училище Р.-К. также занимался музыкой, сперва у виолончелиста Улиха, затем у хорошего пианиста Фед. Андр. Канилле.

Под руководств. последнего производились также и относящиеся к тому времени юношеские композиторские опыты Р.-К. Знакомство (также через Канилле) с Балакиревым (1861) и его кружком (Кюи, Мусоргский, позднее Бородин) имело весьма важное значение для Р.-К., ибо склонило последнего к более серьезным музык. занятиям и определило его дальнейшую деятельность.

Еще до своего отъезда в продолжительное заграничное плавание (1862—65), во время которого Р.-К. был произведен в офицеры (1864), он успел пользоваться советами Балакирева; во время плавания он кончил симфонию op. 1, начатую еще в СПб. По возвращении Р.-К. в СПб. эта первая русская симфония была исполнена Балакиревым с крупным успехом в концерте Бесплатной музык. школы (1865). Тогда же Р.-К. поселился в СПб., занимаясь сочинением и работая над музыкальным самообразованием, чему значительно способствовала близость с балакиревским кружком.

Морскую службу Р.-К. оставил только в 1873, но в том же году был назначен инспектором военных оркестров флота, в каковой должности оставался до ее упразднения (1884). В 1871 Р.-К. приглашен был при директоре Азанчевском в качестве профессора инструментовки и композиции в СПб. консерваторию; место это он с честью занимает и поныне, отказавшись от предложенных ему в разное время должностей директора консерваторий в Москве и СПб. Из многочисленных учеников Р.К. выдаются: Аренский, Глазунов (частный ученик), Лядов, Ипполитов-Иванов, Сакетти, Гречанинов, Бернгард, Витоль, Лисенко, Черепнин и др. В то же время Р.-К. в 1883—94 состоял (при Балакиреве) помощником управляющего придворной певческой капеллой (его содействию и инициативе обязаны своим развитием регентский и оркестровый классы Капеллы) и 1874—81 директором Бесплатной Музыкальной школы и дирижером ее концертов (см. Балакирев).

Кроме того, Р.-К. выступал в качестве дирижера в Москве (1882, на выставке), Париже (1889, на всемирной выставке), Брюсселе (1890 и 1900, "Concerts populaires", посвященный русским авторам), Одессе (1894, концерты И. Р. М. О.); 1886—90 он управлял "Русскими Симфоническими концертами" в СПб. (1898 в Москве).

После симфонии и ряда романсов Р.-К. написал фантазию для оркестра "Садко" — первую русскую симфоническую поэму, за которой последовали две других симфонии, опера "Псковитянка" (1873) и другие сочинения, скоро выдвинувшие Р.-К. на одно из первых мест в русском музык. мире. Тем не менее, сознавая некоторый недостаток систематичности в своей композиторской подготовке, Р.-К. в первой половине 70-х годов подвергнул себя строгому и продолжительному искусу самообразовательной технической работы (особенно в области контрапункта и фуги). Сделавшись "мастером", Р.-К. впоследствии исправил и переделал почти все крупные сочинения предшествовавшего периода (см. ниже). В своих симфонических сочинениях Р.-К., не теряя самостоятельности, примыкает к Берлиозу Листу; таланту его более родственны свободные формы программной музыки, чем классические симфонические формы. Превосходно владеет Р.-К. красочной, изобразительной стороной музыки; в области оркестра он может считаться наиболее совершенным представителем той индивидуально-тонкой, монографической школы оркестровки, родоначальником которой является у нас Глинка.

Гармонии его отличаются необыкновенной оригинальностью и свежестью, идут ли они в сторону сложных хроматико-энгармонических образований, или не выходят за пределы простых трезвучий и старинных ладов. Менее ярко оригинальное мелодическое дарование Р.-К., что, впрочем, вполне искупается тем неподражаемым мастерством, с которым композитор умеет пользоваться народными мелодиями и, творчески перерабатывая их, подымать музыкальную этнографию до художественной высоты.

Последнее особенно ценно, если принять во внимание, что почти все оперы Р.-К. написаны на русские сюжеты.

Вообще в области русской музыки, да пожалуй и восточной, Р.-К. сильнее всего; простота, легкость и ясность творчества являются, впрочем, постоянными чертами его творчества — особенно в последнее время. Большая часть опер Р.-К. написана в последние годы (для Московской Частной оперы); для многих либретто составлено самим композитором.

Оперы Р.-К. отличаются крайним разнообразием стилей: тут и дитя Новой русской школы "Псковитянка", где при господстве речитатива, немалую роль играют и более широкие, законченные формы; и "Садко", где последние царят и даже речитативы получают симметричное и мелодиеобразное строение; и "Царская невеста", написанная совсем в старинных оперных формах; и "Моцарт и Сальери" — сплошь речитативная, в духе "Каменного гостя", опера; и "Салтан", почти весь построенный на небольших ариозо; и "Кощей бессмертный", крайне оригинальное и не лишенное декадентских черт произведение, представляющее собою новую ступень в развитии вагнеровской системы лейтмотивов.

Системой этой Р.-К. вообще пользуется в большинстве своих опер, не доводя ее, однако, до таких крайностей, но и не давая ей такого широкого полифонического развития, как Вагнер; последнему Р.-К. — как, впрочем, и почти все современные композиторы — немало обязан и в области оркестра и гармонии.

Наиболее популярны из опер Р.-К. "Снегурочка" и особенно "Садко". Одним из отличительных свойств Р.-К. является его склонность и способность к искренней и светлой радости в музыке; в связи с этим находится и та любовь, с которою Р.-К. так или иначе воспевает в большинстве своих опер светлый культ солнца, игравший такую важную роль в славянской мифологии.

Вообще, фантастический и бытовой элементы наиболее ярко выражены в операх Р.-К.; он в своей музыке охотнее всего живописует, рассказывает, и меньше всего (в противоположность, например, Чайковскому) говорит о себе. Вообще, почти во всем противоположный Чайковскому (см.), Р.-К. в то же время делит с ним гегемонию во влиянии на все современное русское музык. творчество.

В то же время Р.-К. представляет собою редкий в России пример человека, сумевшего сочетать необыкновенную композиторскую плодовитость с разносторонней иною музык. деятельностью (см. выше). Сочинения Р.-К.: А. Оперы: "Псковитянка", 3 действ., 6 карт.; по драме Мея (1870—72; 1-ое предст.

СПб. Мариинский театр, 1 января 1873; передел. 1894); "Майская ночь", 3 д., по Гоголю 1878—79, 1-е предст.

СПб. Мариинский театр, 1880); "Снегурочка" весенняя сказка в 4 д. с прологом, по Островскому (1880—81; 1-ое предст.

СПб. Мариинский театр. 1882); "Млада" волшебная опера-балет; 4 д., текст по Гедеонову (директор Имп. театров А. М. Гедеонов заказал 1872 написать 4 акта "Млады" Бородину, Мусоргскому, Кюи и Р.-К., каждому по акту; Млада" была тогда же написана, но не поставлена; музыка ее отчасти вышла в фантастические сцены "Майской ночи"; в 1889—90 Р.-К. написал "Младу" почти заново; 1-ое предст.

СПб. Мариинский театр, 1893); "Ночь перед Рождеством" быль-колядка в 4 д. и 9 карт., по Гоголю (1894; 1-ое предст.

СПб. Мариинский театр, 1895; Москва, Большой театр, 1898); "Садко" опера-былина в 7 карт. (1895—96; Моск. Частная опера, 1897; СПб., 1901; музык. материал оперы отчасти заимствован из оркестровой фантазии "Садко", 1867); "Моцарт и Сальери", драматич. сцены Пушкина, музыка Р.-К., в 2 картинах (op. 48, 1898; Моск. Частная опера 1898); "Боярыня Вера-Шелога" музыкально-драматический пролог к "Псковитянке", в 1 д., по Мею (op. 54, 1877—98; 1898 Моск. Частная опера; исполняется с "Псковитянкой"); "Царская невеста", 3 д. и 4 карт., по Мею (1898; 1-ое предст.

Моск. Частная опера, 1899; СПб. Мариинский театр, 1902); "Сказка о Царе Салтане, о сыне его Славном и Могучем Богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о Прекрасной Царевне Лебеди", в 4 д. с прологом и 7 карт., по Пушкину (1899—900; Моск. Частная опера 1900); "Сервилия", 5 д. по Мею, СПб. Мариинский театр, 1902); "Кощей бессмертный", осенняя сказочка в 1 д. и 3 карт. (1902, Моск. Частная опера); последние оперы Р.-К., еще не поставленные: "Пан воевода", в 4 д., либретто Тюменева, и "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", в 4 д. (на сюжет раскольничьей легенды, либретто Бельского). — В. Для оркестра: 3 симфонии (1-я Es-moll op. 1, 1865, позднее переделана и переложена в E-moll; 2-я "Антар" op. 9, 1868 [на сюжет арабской сказки Сенковского — иначе названа "восточною сюитой", 1897 переделана]; 3-я C-dur op. 32, 1873, переделана 1884); симфониетта на русские темы а-moll op. 31; 2 увертюры (op. 28 "Ha русские темы"; op. 36 "Светлый праздник", воскресная увертюра на темы из Обихода, 1888); "Садко" музык. картина op. 5 (1867, передел. 1891); "Сербская фантазия" op. 6 (на сербские темы); "Сказка" (op. 29, на сюжет пушкинского пролога к "Русл. и Людмиле"); "Каприччио на испанские темы" op. 34, 1887; "Шехеразада" симфоническая сюита по 1001 ночи op. 35, 1888; сюиты: из "Снегурочки", из оперы-балета "Млада"; из "Царя Салтана" (op. 57). — С. Для камерных ансамблей: струнный квартет F-dur op. 12; струн. секстет А-dur (рукопись); 1-я часть струн. квартета на тему В-la-f (Беляев); 3-я часть ("Хоровод") квартета "Именины"; "Allegro" для струнного квартета (в сборнике "Пятницы"); "Серенада" для виолончели с фп. op. 37. D. Для инструментов с оркестром: Фортепианный концерт Cis-moll op. 30; скрипичная "Фантазия на русские темы" op. 33. — E. Для фп.: op. 10 (6 вариаций на тему В-а-c-h); op. 11 (4 №№); op. 15 (3); op. 17 (6 фуг); 8 вариаций на народную тему "Идет коза рогатая" (без op.); 5 вариаций из "Парафраз". — F. Для пения с оркестром: "Стих об Алексее, Божием человеке" для хора (слова и напев народной песни) op. 20; "Слава" подблюдная песня для хора op. 21; "Свитезянка" кантата для сопрано, тенора и хора, на слова Мицкевича-Мея op. 44, 1897; "Ель и пальма" для баритона (из op. 3); 2 ариозо для баса "Анчар" и "Пророк" op. 49; "Стрекоза" для 3 женских голосов op. 53; "Песнь о вещем Олеге" кантата для голосов-соло и хора на слова Пушкина op. 58, 1899; "Из Гомера", прелюдия-кантата для 3 женских голосов, хора и оркестра. — G. Хоры: op. 13 (2 3-голосных женских хора); op. 14 (4 вариации и фугетта на тему "Надоели ночи" для 4-глсн. женского хора); op. 16 (6 а capella, для однород. и разнородн. голосов); op. 18 (2 смешан. хора, премированы 1867 на конкурсе И. Р. М. О.); op. 19 (15 русских народных песен, переложенных а capella на народный лад, для однородн. и разнородн. голосов); op. 23 (4 3-голосных мужск. хора). — Н. Романсы (около 80): op. 2 (4), op. 3 (4), op. 4 (4), op. 7 (4), op. 8 (6), op. 25 (2), op. 26 (4), op. 27 (4), op. 39 (4), op. 40 (4), op. 41 (4), op. 42 (4), op. 43 (4 под общим заглавием "Весной"), op. 45 (4 под общ. заглавием "Поэту"), op. 46 (5 под общ. заглавием "У моря"), op. 47 (2 дуэта), op. 50 (4), op. 51 (5), op. 52 (2 дуэта), op. 55 (4 для тенора), op. 56 (2), "Пока не требует поэта" (без op.). — I. Духовные песнопения: op. 22 (8 №№ из литургии Иоанна Златоуста; 1884); op. 22-bis (6 переложений, м. пр. псалом "На реках Вавилонских", 1886); "Тебе Бога хвалим" двойной хор (рукопись, 1883). Р.-К. изданы также: "Сборник 100 русских народных песен" op. 24 (1877) и "40 народных русских песен", собранных Т. Филипповым (1882); "Практический учебник гармонии", отличающийся своей систематичностью (СПб. 1886 и позже; немецк. издание — 1893; см. Лядов А.); "Подробная программа регентского класса придворной капеллы (СПб. 1884). В литературной борьбе за Новую русскую школу Р.-К. принял участие только одною статьей "Вильям Ратклиф" Кюи (СПб. Ведомости, 1869, № 52). Кроме того, Р.-К. выказал еще особого рода самоотверженную и энергичную деятельность: он оркестровал "Каменного гостя" (1870), оставшегося неоконченным после смерти Даргомыжского (см.), значительную часть "Князя Игоря" (1887) Бородина (см.), два антракта "Вильяма Ратклифа" (Кюи), а также закончил, сгладил и инструментовал обе оперы Мусоргского "Хованщину" (1882) и "Бориса Годунова" (1892—86) и привел в их теперешний вид чуть ли не все оркестровые и хоровые сочинения этого композитора (см. Мусоргский).

См. В. Стасов, "Р.-К." (Северный Вестник", 1890, № 12); Трифонов, "Р.-К. ("Вестник Европы", 1891, № 5—6), "Рус. Муз. Газ.", 1900, № 51 (по поводу 35-летнего юбилея Р.-К.). Жена Р.-К. — Надежда Николаевна (урожденная Пургольд), род. в СПб. 19 октября 1848, вышла замуж 1873. Талантливая пианистка, вместе со своей сестрой А. Н. Молас (см.) принимала деятельное и близкое участие в музыкальных вечерах композиторов Новой русской школы. Ею удачно сделаны фортепианные переложения (в 2 и 4 руки) многих крупных сочинений Р.-К., Даргомыжского и др. Собственные композиции ее (оркестровые и фортепианные пьесы) находятся в рукописи. (Э.). {Риман} Римский-Корсаков, Николай Андреевич (род. 18.III.1844 в Тихвине Новгородской губ., ум. 21.VI.1908 в усадьбе Любенск, близ Луги) — рус. композитор, педагог, дирижер, муз. деятель.

Окончил Петербургский морской кадетский корпус (1856—62). Музыкой начал заниматься в детстве (с 6 лет уроки фп., с 9 — первые попытки сочинять).

В период пребывания в корпусе продолжал обучаться музыке, найдя способного руководителя пианиста-педагога Ф. Канилле (с 1859); последний поощрял его творческие опыты, познакомил с М. Балакиревым (1861). В 1861—62 занимался под рук. Балакирева и примкнул к Могучей кучке. С 1862 по 1865 находился в кругосветном плавании, из которого вернулся автором Первой симфонии.

В 1871 был приглашен в Петербургскую консерваторию, проф. которой состоял до конца жизни. В 1873 вышел в отставку и был назначен инспектором военных орк. флота (до 1884). В 1874—81 директор и гл. дирижер Бесплатной музыкальной школы, 1883—94 пом. управляющего придворной Певческой капеллой, где организовал регентский и оркестровый классы.

В 80-е гг. возглавил Беляевский кружок, с 1886 по 1900 руководил организованными меценатом М. Беляевым Русскими симфоническими концертами (в 1899 выступил с исполнением рус. музыки в Париже) и принимал участие в делах основанного Беляевым муз. издательства.

В 1905 за выступление в защиту прав учащихся был уволен из консерватории, что повлекло за собой выход в отставку в знак протеста значит. части профессорско-преподавательского состава во главе с А. Глазуновым и А. Лядовым.

В дек. 1905, после предоставления консерватории автономии, вернулся туда по приглашению художественного совета.

В 1907 дирижировал концертами рус. музыки в Париже.

Р.-К. — один из классиков рус. музыки и выдающихся мастеров мирового муз. искусства.

Основные черты его творческого облика — прогрессивность мировоззрения, патриотизм, неразрывная связь с рус. национальной культурой и искусством, реализм, глубокая этическая содержательность творчества, оптимизм, высокая поэтичность, первоклассное мастерство в области инструментовки.

В основе творчества Р.-К. — синтез народно-сказочной фантастики, образов реальной народной жизни, образов природы.

Он завершил развитие рус. классической оперы, умножив ее жанровое разнообразие, обогатил отечественную и мировую музыку ярчайшими симфоническими произведениями, создал классические муз.-научные труды. Историческое значение имела многолетняя педагогическая деятельность Р.-К., воспитавшего св. 200 композиторов и муз. деятелей, в числе которых А. Аренский, М. Баланчивадзе, Я. Витол, А. Глазунов, М. Гнесин, А. Гречанинов, М. Ипполитов-Иванов, А. Лядов, Н. Лысенко, Н. Мясковский, С. Прокофьев, О. Респиги, А. Спендиаров, И. Стравинский, М. Штейнберг и др. Творчество Р.-К. оказало большое влияние на развитие рус. классической, зарубежной (в частности, франц., итал.) и сов. музыки.

Соч.: оперы "Псковитянка" (1873, оконч. ред. 1894), "Майская ночь" (1880), "Снегурочка" (1882), опера-балет "Млада" (1892), "Ночь перед Рождеством" (1895), "Садко" (1897), "Моцарт и Сальери" (1898), пролог к "Псковитянке" — "Боярыня Вера Шелога" (1898), "Царская невеста" (1899), "Сказка о царе Салтане" (1900), "Сервилия" (1902), "Кащей Бессмертный" (1902), "Пан воевода" (1904), "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (1907), "Золотой петушок" (1909); кантата "Свитезянка" (1897), прелюдия-кантата "Из Гомера" (1901) для сол., жен. хора, "Песнь о вещем Олеге" (1899), "Дубинушка" (1905) и др.; 3 симфонии (1865, 1869, 1873), Увертюра на рус. темы (1866), Фантазия на серб. темы (1867), муз. карт. "Садко" (1867), "Сказка" (1880), Испанское каприччо (1887), "Светлый праздник" (Воскресная увертюра, 1888), сюита "Шехеразада" (1888), 7 сюит из опер и др. произв. для орк.; Концерт для фп. с орк. (1883), Концертная фантазия на рус. темы для скр. с орк. (1886); соч. для камер.-инструм. анс., в т. ч. Секстет, Квинтет для дух. инструм. и фп., 2 квартета, Фп. трио; пьесы для фп.; хоры без сопр., 79 романсов, в числе которых "Пленившись розой, соловей", "Звонче жаворонка пенье", "На холмах Грузии", "То было раннею весной", "Дробится и плещет", "Не ветер, вея с высоты", "О чем в тиши ночей", "Октава", "Анчар", "Пророк", "Редеет облаков летучая гряда"; 2 сб. обр. нар. песен; ред., дописыв. и оркестр. соч. Даргомыжского, Мусоргского, Бородина; книги "Практический учебник гармонии" (1886), "Основы оркестровки" (посмертн. изд. заверш. его ученик М. Штейнберг, 1913), "Летопись моей музыкальной жизни" (изд. 1909), статьи.