Розенберг Оттон Оттонович (Юлиус Карл Оттон) - Биография

Розенберг Оттон Оттонович (Юлиус Карл Оттон)

[07(19).07.1888 — 26.09.1919] — спец. по буддийской филос. Род. во Фридрихштадте (Латвия), умер в Петрограде.

В 1910 окончил ф-т вост. языков Петерб. ун-та, в 1912—1916 обучался в асп. Токийского ун-та, с 1917 — приват-доц. ф-та вост. языков Петерб. ун-та. Р. был одним из немногих буддологов, считавших, что изучение будд, филос. является основополагающим этапом всеобъемлющего иссл. "составляющих" буддийской идеологии.

Он резко критиковал филоло-гизм, господствовавший в буддологии XIX—начала XX в., указывал, что лингвистически точный перевод будд, текстов отнюдь не гарантирует правильного понимания их содержания.

Осн. методол. установки иссл. буддийской филос., разработанные Р. и ставшие общепризнанными в мировой науке, сводятся к следующему: рассмотрение филос. как органического компонента буддизма; разграничение "популярного" и "схоластического" буддизма и рассмотрение категорий догматики в рамках того или др. типа, не смешивая интерпретаций; использование в первую очередь будд, трактатов и "филос. " сутр, в к-рых наиболее полно выражен филос. аспект будд, учения; описание и анализ будд, филос. доктрин "изнутри", не подгоняя их под европ. схемы; знакомство с работами совр. будд, теоретиков как первоначальный этап изучения будд, филос. в ее класс. формах.

Р. применил свою методол. при анализе понятий и, в первую очередь, в трактовке такой основополагающей категории раннего буддизма, как дхарма.

Он показал, что дхармы, некие безусловные реальные единичные сущности, не являются "частицами", атомами, а представляют из себя что-то подобное "вещам-в-себе". Живое существо и окружающий его мир ("эмпирическое" бытие, выражаясь словами Р.) — не что иное, как комбинация дискретных проявлений "волнующихся" (т. е. находящихся в "недолжном" состоянии) дхарм, к-рые подразделяются на 75 групп. "Волнение" тех или иных дхарм и характер конфигураций "волнений" обусловливаются "кармой" данного существа.

Прекращение "волнения" дхарм как раз и есть нирвана.

Р. весьма подробно проанализировал "механизм" функц. "эмпирич." бытия и выхода из круга перерождений, т. е. "успокоения" дхарм. Изыскания Р. в обл. будд, филос. оказали огромное влияние на развитие буддологич. иссл. в мире. Соч.: Введение в изучение буддизма по японским и китайским источникам.

Ч.1. Свод лексикографического материала.

Токио, 1916. Ч.2. Проблемы буддийской философии.

Пг., 1918 (пер. на нем. яз.); О миросозерцании современного буддизма на Дальнем Востоке.

Пг., 1919 (пер. на нем. яз., 1924); Об изучении японского буддизма.

О понимании восточной души // Буддизм.

Проблемы, истории, культуры, современности.

М., 1990. А.Н.Игнатович