Розенгейм Михаил Павлович

— известный поэт; родился 19 июля 1820 г.; по происхождению он принадлежал к старинному дворянскому роду, которому начало было положено во второй половине XVII века эмигрантом, переселившимся из Дании, в числе многих других, в Россию, где тогда учреждались рейтарские и драгунские полки. Отца, долго состоявшего на государственной службе, Розенгейм потерял, когда ему было всего четыре года. Семья испытывала горькую нужду, и мать Розенгейма была счастлива, когда ей удаюсь определить будущего поэта и его брата в 1-й Кадетский Корпус, в так называемое "Малолетнее отделение". В Кадетском Корпусе, где Розенгейму суждено было провести одиннадцать лет, еще живы были традиции XVIII века, воспоминания о его славных питомцах; была хорошая библиотека, и среди кадет не переводились малолетние литераторы,—тем более, что любовь к словесности поощрялась и начальством.

Предметом кадетских упражнений были, конечно, интересы их маленького, замкнутого мирка. Розенгейм написал несколько походных песен и за одну из них получил, в 1836 г., от Наследника престола Александра Николаевича в подарок золотые часы. В 1837 г. преподаватель словесности в Корпусе В. Т. Плаксин прочел на одном литературном вечере несколько стихотворений своего ученика, а в 1838 г. несколько стихотворений Розенгейма появилось в "Сыне Отечества", который издавал тогда Н. А. Полевой; на Розенгейма обратили внимание, и он вскоре познакомился с издателем "Литературных прибавлений к Русскому Инвалиду" А. Ф. Воейковым, с О. И. Сенковским, издававшим "Библиотеку для Чтения", и другими писателями. 16 марта 1838 г. Розенгейм был выпущен из Корпуса прапорщиком в полевую конную артиллерию.

Началась его строевая служба, — и вскоре он надолго почти замолчал, тем более, что суровая цензура 40-х годов была неумолимо строга; так, написанный им в 1840 г. "Памятник" увидел свет лишь через 18 лет. Прослужив в строю десять лет (из них три года на Кавказе, что отмечено в истории его творчества несколькими навеянными природой Кавказа стихотворениями), Розенгейм в 1848 г. переехал в Петербург и до 1866 г. служил в артиллерии вне строя, занимаясь в то же время преподаванием.

К первой поре литературной деятельности Розенгейма относятся два его послания к Лермонтову; молодой Розенгейм восстает против лермонтовского пессимизма и разочарованности и требует от поэта живой и деятельной любви к людям,— требует, чтобы он бросил в лицо "выродкам позора" "перчатку тяжкую правдивого укора". С 1840 до 1857 г. Розенгейм не печатался нигде, хотя изредка писал. К 1842 г. относится одно его стихотворение, в котором он возмущается крепостным правом: "больно и стыдно за тебя мне, родимая Русь", сокрушенно говорит Розенгейм.

Подобные стихи, конечно, не печатались, но расходились в списках и все же могли навлечь на автора беду; когда вступить на престол Александр II, вся Россия вздохнула свободнее, и цензурные тиски стали менее тесны и суровы, Розенгейм опять начал писать и печататься; тогда появился целый ряд его стихотворений по поводу Крымской кампании— "Русские элегии", сатирические стихотворения, направленные против разных общественных недугов русской жизни ("Плач откупщика", "Что ты вздыхаешь, читая газету...", "Акции"). Не гоняясь за литературной популярностью, Розенгейм довольно равнодушно относился к тому, что его стихи то появлялись в печати без его ведома, то приписывались другим (Лермонтову, Хомякову, Некрасову, графу А. К. Толстому), но успех его "Севастопольских" и сатирических стихотворений заставил его подумать об издании собрания своих стихов.

С большим трудом прошло оно сквозь цензуру и вышло в свет, с довольно серьезными повреждениями, в 1858 г. Отзывы критики были очень разноречивы: "Петербургские Ведомости" и "Северная Пчела" отнеслись к сборнику Розенгейма очень сочувственно; но "Современник" (рецензия H. A. Добролюбова) и "Библиотека для чтения" (статья А. В. Дружинина) не признали за Розенгеймом художественного дарования и отнеслись к нему с суровым осуждением.

Тем не менее, сборник выдвинул Розенгейма и стихи его стали появляться в разных изданиях ("Русский Вестник", "Отечественные Записки", "Сын Отечества", "Русское Слово", "Библиотека для Чтения", "Светопись", "Литературная Библиотека", "Дело", "Заря", "Русь"). В течение времени с 1858 по 1863 г. Розенгейм напечатал очень много стихотворений; появились и старые его стихи, бывшие прежде под цензурным запретом.

Параллельно Розенгейм печатал прозаические статьи— "Заметки праздношатающегося" (в "Отечественных Записках"), "О конокрадстве в России" (в "Юридическом Вестнике"), "О Печерском крае" (в "Нашем Времени"), "Путешествие во времени и в пространстве" (в "Северной Пчеле"). С 1860 г. Розенгейм редактировал журнал "Коннозаводство и охота", а с 1 января 1863 г. стал надавать "Занозу",— сатирический журнал с карикатурами; журнал этот имел очень большой успех, но невозможные цензурные условия не дали ему возможности существовать; к журналу стали строги с первых же его номеров; особенное внимание обращали на себя карикатуры "Занозы" на очень сильных людей; борьба стала для издателя не только затруднительный, но и невозможной, и Розенгейм с наступлением 1865 г. передал свой журнал И. А. Арсеньеву, который в конце того же года прекратил ее. В 1864 г. появилось второе издание стихотворений Розенгейма; печать о нем промолчала, и только "Голос" поместил немногословный, но неблагосклонный отзыв. Вообще, критика была очень неблагосклонна к Розенгейму: Добролюбов издевался над ним и, пародируя его фамилию, подписывал свои сатирические стихи именем: "Конрад Лилиеншвагер". "Искра" Н. А. Степанова и В. С. Курочкина часто задевала Розенгейма;

Н. Ф. Щербина назвал его "Тредьяковский обличенья, стихоборзый Розенгейм". В 1866 г., когда открылась Военно-Юридическая Академия, Розенгейм вступил в нее и, окончив ее курс по 1-му разряду в 1868 г., в 1869 г., в чине подполковника, был назначен военным судьей Киевского Военно-Окружного Суда, а в феврале 1870 г. был переведен на ту же должность в Петербургский военный округ. В апреле 1872 г. Розенгейм был произведен в полковники и в 1878 г. издал историческую монографию: "Очерк истории военно-судных учреждений в России до кончины Петра Великого". Книга эта была очень благоприятно встречена печатью;

Военно-Ученый Комитет дал автору премию, Военное Министерство напечатало ее на свой счет и, кроме того, Император Александр II пожаловал Розенгейму бриллиантовый перстень.

В марте 1882 г. Розенгейм выпустил третье издание собрания своих стихотворений; печать ("Голос", "Новое Время", "Век" и др.) сочувственно отметила появление сборника. 15 мая 1883 г. Розенгейм был произведен в генерал-майоры; в этом чине и в должности военного судьи он скончался 7 марта 1887 г. от разрыва сердца и погребен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Розенгейм был поэт по преимуществу гражданского и сатирического склада; направление его — общественное; он горячо любил искусство и ревностно служил своему призванию, принося ему все силы своего таланта.

В искусстве он видел "чистое наслаждение": "то обаяние нетленной красоты, прекрасного живительное чувство, — в созданьях ли оно природы, иль искусства, в порывах смелых дум и творческой мечты". Поэт любил природу и жизнь: "Божий мир так хорош, так светлы небеса"; "В объятьях природы мне в душу покой, непонятный покой низойдет" ("Природа"). Розенгейм болезненно ощущал разлад между требованиями внутреннего мира и общественным устройством: "Скажите мне, люди, скажите вы мне, в какой благодатной, святой стороне, в каком это крае — кто край этот знает? — бедняк человек сам себя не терзает; где дикая гордость не гложет сердца, где люди не мучат себя без конца" (рассказ "Три встречи"). Любовь поэта обращалась и на человечество: "Вас обидеть, братья-люди, не ищу, не могу вас ненавидеть, презирать вас не хочу" ("Желание"); "Мне тяжко не любить, мне больно презирать". Под влиянием этой тягости и боли, муза Розенгейма, не возвышавшаяся, конечно, никогда до пафоса своей сестры, некрасовской "музы мести и печали", была все же страдалицей: "Полны мои песни тоски иль сарказма, слезы иль насмешки, а сердце мое глубоко страдает, болит за нее" ("Муза"); призвание поэта — быть "посредником меж миром и Богом, судьей неумытным и вещим пророком" ("Поток"). Здесь — родник гражданской скорби и негодования Розенгейма, являющихся одной из главных черт его творчества, в котором так сильна обличительная струна, звучащая в целом ряде сатирических стихотворений. "Как царевна в сказке" — говорит Розенгейм ("Последняя элегия"), — духом тем заклята, спишь ты, Русь святая, мертвым сном объята... Где же люди веры, где же люди силы, люди убеждений неподкупно твердых, под грозою крепких, пред подачкой гордых?.. Мать моя отчизна, Русь моя святая! В общей апатии гибнешь ты, родная, но смотреть на гибель и молчать нет мочи!"... "Вечно дух народа давит сила строгая, а кругом природа бедная, убогая; нива неприглядно тощая раскинулась, небо безотрадно серое надвинулось... Ширина основы, нищета развития; мрачны и суровы люди и события" ("Книга"). Поэт-патриот принадлежал по своим политическим взглядам к славянофилам и, вместе с И. С. Аксаковым, Ф. И. Тютчевым, А. С. Хомяковым ждал того времени, когда "свободно и свободный сольется весь славянский мир" ("Черное море") и призывал "в великом служении за наше единство стоять и знамя славянства, наш стяг обольщения, и честно, и стойко держать" ("Пью, братья, за наше единство"...). Розенгейм разделял со славянофилами убеждение, что, тогда как на Западе "церковь бранная, воинствующий клир", — наша церковь и Христовой правдой, и кротостью сильна, не знает похотей земного тщеславья и властолюбия не ведает она" ("6 апреля 885—1885 г."). "Не от запада солнышко всходит, не оттуда и правда придет..., по завету отцов нам негоже правды у немцев искать"... "Их напору обидному, нагло кичливому уступаем мы часто без спору. Оттого мы пред западом вечно в смирении, на послуги ему тароваты, словно вымолить жаждем его мы прощения, словно в чем-то пред ним виноваты" ("В годы скорбные"...). Как у всех славянофилов, у него проглядывает неприязненное, отрицательное отношение к Петру Великому.

Раздавив, растоптав всех, кто был помехой его великому делу, Царь-Преобразователь в стихотворении Розенгейма ("Ночной ездок") "долго в глубоком томленье, под гнетом убийственных дум, под гнетом тоски и сомненья стоит печально угрюм". Не такого взгляда на Петра держался Розенгейм в юности: в первом появившемся в печати стихотворении своем "Памятник Петра Великого" ("Сын Отечества" 1838 г., т. IV) нет и следов этого вечного упрека, с которым обращались к Петру Великому славянофилы.

Форма стиха у Розенгейма не отличается особым изяществом, и словарь его совсем небогат, а рифма однообразна.

Более или менее крупные вещи в стихах совершенно не удавались Розенгейму.

Лирическая сторона его стихов довольно слаба, и особого значения история литературы за ним признать не может. Место его в русской литературе — одно из самых скромных, значение его чисто историческое, так как произведения его не принадлежат к тем, которые должны и могут быть читаемы всегда.

Но, хоть и не ярко, все же Розенгейм отразил в своих произведениях многое, чем билась и трепетала в его время русская жизнь, и честно послужил русскому слову. Розенгейм знал себе настоящую цену и писал о себе ("Ю. В. Жадовской"): "Мой стих, не одетый красой искусства, не тронет сограждан моих, не поднимет в сердцах их сознанья Божьей правоты, добра и любви,— полный горькой тоски отрицания.

Не веселые песни мои прозвучат, пронесутся бесследно и замолкнут в пространстве, как звон". Розенгейм сам отвел себе скромное место в родном искусстве: "Как пчелке дедушки Крылова, с меня довольно и того, что есть в сотах родного слова хоть капля меда моего; с меня довольно и сознанья, что Русь я искренне любил, пред ней ни думой, ни желаньем я никогда не согрешил, что равнодушно и позорно я в деле общем не молчал, пред злом главы не гнул покорно и дух неправды отрицал". М. П. Розенгейм, Стихотворения, издание четвертое, дополненное, с портретом и биографическим очерком. 2 тома, СПб. 1889; "Повесть про купеческого сына Акима Скворцова и про боярскую дочку". Сочинение М. Розенгейма, СПб. 1861 г.; "Резервные стихотворцы" — "Русское Слово" 1864 г., № 6; "Новое Время" 1887 г., № 3963, 12 марта, некролог; "Нива" 1887 г., № 13, некролог и портрет;

М. М. Бородкин, Памяти М. П. Розенгейма. (Его личность и поэзия) в "Протоколах торжественного собрания С.-Петербургского Славянского Общества" 14 февраля 1897 г.; "Отчет Императорской Публичной Библиотеки" за 1888 г., стр. 83 (письма М. П. Розенгейма к И. П. Корнилову);

Эпиграмма Н. Ф. Щербины на М. П. Розенгейма в "Истор. Вестн." 1891 г., январь, 64; "Русск. Стар." 1891 г., май, 448; "Русск. Вестн." 1901 г., июль. Н. Л. {Половцов} Розенгейм, Михаил Павлович — поэт (1820—1887). Учился в1-м кадетском корпусе; прослужил около 20 лет в конной артиллерии.

В 1866 г. поступил в военно-юридическую академию и по окончании курса был назначен судьей спб. военно-окружного суда. Умер в чине генерал-майора.

Писать Р. начал еще в корпусе; уже в 1837 г. несколько его стихотворений было напечатано Полевым в "Сыне Отечества". Будучи человеком очень скромным, Р. не придавал значения своим писаниям и не посылал их в редакции; только во второй половине 50-х годов стихи его начинают появляться довольно часто в "Отечественных Записках", "Русском Вестнике" и др. изд. В 1858 г. вышло первое собрание стихотворений Р., доставившее ему литературную известность, хотя в этой известности было гораздо больше терний, чем роз. С конца 1859 г. он писал юмористические фельетоны в "Отечественных Записках" ("Заметки праздношатающегося") и в "СПб. Ведомостях"; в 1860 г. был редактором "Журнала Коннозаводства и Охоты", в 1863—1865 гг. издавал сатирическую газету "Заноза" (см.), имевшую большой успех и до 5 тыс. подписчиков, но павшую в борьбе с цензурными препятствиями.

В 1864 г. стихотворения Р. вышли вторым изданием, в 1883 г. — третьим; посмертное 4-ое издание вышло в 1889 г. (с биографическим очерком).

В последние 20 лет жизни Р. только изредка выступал со стихами, но довольно деятельно работал как публицист в "Голосе" 60-х годов, в "Русской Речи" конца 70-х гг. (вел "внутреннее обозрение") и др. В 1878 издал монографию, основанную на архивных данных: "Очерк истории военно-судных учреждений в России до кончины Петра Великого". Литературная память о Р. главным образом держится на рецензии, которую посвятил 1-му изданию его стихотворений Добролюбов.

Для критика "Современника" Р. был ярким олицетворением той дешевой "смелости" и "прогрессивности", которая обуяла после крымской кампании даже людей, по существу ничего общего с действительно серьезными общественными стремлениями не имевшими.

Добролюбов смеялся над "гражданским" пафосом, с которым Р. ставил "смелые" тезисы вроде следующих: не надо брать взяток, надо говорить всегда правду, служить "честно" и т. д. И действительно, когда кончилась мода на прогрессивность, Р. всецело перешел в лагерь банального патриотизма.

Столь же неодобрительно, как и Добролюбов, отнеслись к Р. и критики-эстетики, например Дружинин.

Главный недостаток Р. — крайняя неровность и невыдержанность, временами даже неряшливость фактуры, расплывчатость и отсутствие какой бы то ни было определенной мысли и настроения; иногда трудно распознать, против кого и против чего воюет этот неудачный представитель "обличительной" и "гражданской" поэзии.

Чисто художественных достоинств — образности, меткости, колоритности — у Р. совсем нет. С. В. {Брокгауз} Розенгейм, Михаил Павлович СПб. военный судья, ген.-майор, писатель и поэт, член военного суда; р. 8 нояб. 1819 г., † 7 марта 1887 г. {Половцов} Розенгейм, Михаил Павлович [1820—1887] — поэт. Окончил кадетский корпус и военно-юридическую академию, занимал должность крупного военного чиновника.

Печататься начал в 1838. Сотрудничал в "Отечественных записках", "Русском вестнике", позднее (как публицист) — в "Голосе", "Русской речи" и др. В 1863 основал и редактировал "Занозу" — сатирический журнал либерально-буржуазного направления, обличавший взятки, самодурство, произвол городовых и т. д., но рассматривавший их в отличие от революционно-демократических журналов ("Искра") как частные недостатки в основном здоровой государственной системы.

Выступая против "Современника" и "Искры", "Заноза" пользовалась некоторым успехом благодаря отдельным удачным карикатурам и интересным приложениям (см. об этом в кн.: Лемке М., Очерки по истории русской цензуры и журналистики XIX ст., СПб, 1904). Как поэт Р. представляет незначительное явление.

Религиозные мотивы ("Экстаз"), стилизация народных поверий ("Леший"), эротические мотивы ("Соседка"), квасной патриотизм ("Славянские отголоски") и вражда ко всему западному ("Не от запада солнышко всходит") облечены в его творчестве в форму растянутых и водянистых стихов, представляющих в сущности рифмованную прозу. Начав с беспредметной лирики, в 50—60-х гг. Р. писал "гражданские" стихи, с пафосом обличая чиновничьи злоупотребления, взятки и т. д., но отнюдь не поднимаясь до социального протеста.

В стихотворении "Недоимки" Р. рисует задавленную оброками деревню, однако страдающим лицом изображает не только мужиков, но и казну, к-рая терпит убытки от взяточничества сборщика податей ("платят полтины Петры и Егоры, да только в казну то не идут те сборы"). Умеренный либерализм и художественное бессилие Р. вызвали резкую критику Добролюбова и постоянно высмеивались "Искрой" и вообще революционно-сатирич. литературой 60-х гг. Библиография: I. Стихотворения, изд. 5, дополненное, СПб, 1896 (изд. 1, СПб, 1858); Стихотворения, с биографическим очерком, тт. I — II, СПб, [1906]. II. Добролюбов H. A., Стихотворения Михаила Розенгейма, "Современник", 1858, XI; Бурбонов М. (Д. Минаев), Резервные стихотворцы, "Русское слово", 1864, VI; Н. Л., Розенгейм М. П., "Русский биографический словарь", т. Рейтерн — Рольцберг, СПб, 1913 (с библиографией). III. Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПб, 1902. В. Жданов. {Лит. энц.}