Ряднов Евгений Карлович

(сцен. псевд.; наст. фам. Шульц) [1853, с. Рядновка Изюмского у. Харьков. губ., ныне Харьков. обл. — 19.9.1925, Тбилиси] — арт. оперы (лирико-драм. тенор) и педагог.

Муж Дж. Рядновой-Джубеллини.

Род. в семье педагогов.

Образование получил в Харьков. пансионе и гимназии, затем в Петерб. технологич. ин-те (с 1872), где пел в любительских концертах.

Пению обучался три года (нач. 1870-х гг.) в Петерб. конс. (кл. К. Эверарди), затем два года в Милане у А. Буцци и Дж. Ронкони.

В этот период общался с А. Мазини, Ф. Таманьо, посещал спектакли т-ра "Ла Скала". В 1875 дебютировал в партии Фердинандо в оперном т-ре Бергамо, затем пел в Модене.

Познее гастролировал вместе с женой в Риме, Триесте, Марселе, Вене. В 1880—81 и в 1885—90 певцы выступали в Тифлисе.

В 1881—85(?) солист петерб.

Мариинского т-ра. С 1900 пел в Ростове-н/Д. Часто гастролировал вместе с женой в оперных т-рах Киева (1882, 1884—85, 1887—88) и Саратова (1890— 91). Обладал гибким, выразительным голосом мягкого тембра, ярким сцен. темпераментом.

Блестяще владея всеми средствами вокальной техники, исп. разнообразный репертуар (лирич., героико-драм. партии). 1-й исп. партий: Рувима ("Руфь"), Карла II ("Испанский дворянин"); в Тифлисе — Ленского ("Евгений Онегин"), Карла VII ("Орлеанская дева"), Елеазара ("Маккавеи"), Тангейзера ("Тангейзер"); в Киеве — Ленского (здесь его слушал П. Чайковский), Русского пленника ("Кавказский пленник"), Хозе ("Кармен"); в Саратове — Васко да Гама ("Африканка"). Лучшие партии: Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Синодал, Ленский, Рауль, Радамес, Манрико ("Трубадур"), Фауст ("Фауст"), Хозе ("Кармен"). Др. партии: Собинин;

Альмавива ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Отелло ("Отелло" Дж. Верди), Элеазар, Нурредин, Йонтек.

Партнеры: В. Зарудная, М. Каменская, М. Лубковская, И. Прянишников, И. Тартаков, Л. Яковлев.

Пел п/у М. Ипполитова-Иванова, Г. Лишина, И. Прибика.

В 1882 вместе с женой совершил большое турне по стране, давая в каждом городе по 10—15 концертов (Кострома, Вологда, Ярославль, Пермь, Вятка, Барнаул, Омск, Томск, Красноярск, Ташкент).

Программу составляли отрывки из опер, романсы и укр. нар. песни. Р. был 1-м исп. ряда произв.

Н. Лысенко.

Талант певца высоко ценил П. Чайковский.

В 1887—88 преподавал в Киев. муз. уч-ще, затем в муз. уч-щах в Тифлисе (в 1895—1900 и 1910—25; с 1917 уч-ще было преобразовано в конс.), муз. уч-ще в Ростове-н/Д (с 1900). Позднее по приглашению А. Глазунова работал в Петрогр. конс., где организовал оперную студию.

В 1910-х гг. создал оперную студию в Тифлисе, где им были поставлены "Русалка" А. Даргомыжского, "Свадьба Фигаро", "Линда ди Шамуни", "Дон Паскуале", "Рафаэль", а также отрывки из опер груз. композиторов "Сказание о Шота Руставели", "Абесалом и Этери". Ученики: Д. Бадридзе.

О. Бахуташвили-Шульгина, Г. Венадзе, А. М. Давыдов, С. Евлахов, М. Закревская, А. Зелинская, А. Инашвили, Н. Кумсиашвили, М. Максаков, Г. Морской, Д. Мчедлидзе, Е. Ольховский, Н. Ростовский, В. Сараджишвили, А. Секар-Рожанский, М. Сокольский, С. Тамашевич-Карашвили, С. Энгель-Крон, Л. Яковлев.

Соч.: Практические основы школы пения (не завершена);

Методические записки по постановке голоса (не изд.). Лит.: Кончина Е. К. Ряднова // Красная газета (веч. вып.). — Л., 1925. № 259. С. 4; Чемоданов С. Е. К. Ряднов // Жизнь искусства. 1925. № 43. С 7; Шавгулидзе Г. В. Дни и годы Тифлисского оперного театра. — Тбилиси, 1936. С 57—58; Бахуташвили Н. Ряд-нов, Бахуташвили-Шульгина, Вронский: Очерки по истории вокального образования в Грузии. — Тбилиси, 1959; Мшвелидзе А. Очерки по истории музыкального образования в Грузии. — М., 1971. С. 108; Михайлова Т. Виховання співаків у Киівскій консерваторії. — Київ, 1970. С. 21— 22; Андрианова-Ряднова Н. А. Взгляды профессора Ряднова на задачи педагога (рук.) — в ГЦММК, ф. 286, ед. хр. 5; Ее же. Е. К. Ряднов — артист и педагог (рук., 1950). — Там же, ед. хр. 6.