Рыбакова

(урожденная Каменская, по другим сведениям — Зелинская) — провинциальная артистка средины XIX столетия. дочь самого крупного в то время антрепренера и жена известного трагика Н. X. Рыбакова (см.); род. около 1820 года и, обнаружив склонность к сценической деятельности весьма рано, в конце 1830-х годов поступила в одну из провинциальных драматических трупп, причем обнаружила драматический талант.

Спустя несколько лет, она встретилась с Н. X. Рыбаковым, за которого вскоре вышла замуж, и с этих пор они постоянно играли вместе.

Уступая мужу в силе и яркости таланта, она считалась одною из лучших провинциальных актрис. "Игра ее, по словам современников, была разнообразна до изумления, и если не всегда равно верна, то всегда очаровательно эстетична". Талант Р. был очень разнообразен; прекрасная наружность, безыскусственность и неподдельность игры были главными причинами ее успеха в трагических ролях. В то же время обладая гибким, звонким, чистым голосом, она являлась и очень хорошей оперной исполнительницей.

Из чрезвычайно обширного ее репертуара наиболее выдающимися ее ролями считались роль Марьи Петровны в "Деловом человеке", роль Сусанны в "Бабушке и внучке", Гретти в "Тоске по отчизне", Габриели в "Девушке-Гусаре", Мати в "Подмосковских Проказах", Лизы в "Барышне-Крестьянке", Эснельды в "Эснельде", Вероники в "Уголино", Офелии в "Гамлете", Анны Львовны и пьесе "Андрей Степанович Бука", Марии в пьесе "Материнское благословение, или Бедность и честь" и многие другие роли. Вместе со своим мужем она побывала почти во всех больших провинциальных городах, особенно в южных. Она играла в Харькове, Казани, Таганроге, Киеве, Севастополе, Екатеринославе, Нижнем Новгороде и других городах и везде пользовалась выдающимся успехом.

В средине 1860-х годов, ввиду преклонного возраста и не желая переходить на амплуа старух, она оставила сцену. Современные ей провинциальные критики почти единодушно признавали ее самой выдающеюся провинциальной артисткой, — особенно хорошей исполнительницей чисто трагических и сильных драматических ролей. "Репертуар Русского Театра и Пантеон Русского и всех Европейских театров" 1843 г., ч. 4, кн. X, ст. H. M.: "Екатеринославский театр во время Петропавловской ярмарки", стр. 7; 1845 г., т. VIII, отд. II, ст. M. Чернявского: "Екатеринославский театр", стр. 68 и 70, т X, кн. IV (апрель), ст. Харьковского сторожила W. W.: "Харьковский театр", стр. 106; 1848 г., т. 4, отд. VІ, ст. С: Саблина: "Ставропольский театр", стр. 36, 37—41; А. С. Гациский, "Нижегородский театр (1798—1867)", Нижний Новгород, 1867 г., стр. 59. {Половцов}