Савватий преподобный Соловецкий

— преподобный Соловецкий; род., по всей вероятности, во 2-й половине XIV столетия, преставился по Соловецкой летописи в 1434 г., 27 сентября.

О жизни преп. Савватия до появления его в Кириллове Белозерском монастыре, где он подвизался в начале XV ст., ничего неизвестно.

Людна и шумна показалась иноку Савватию Белозерская обитель, и он ушел на Валаамский остров, чтобы жить там настоящей монашеской жизнью.

На Валааме под руководством опытного в иночестве старца Савватия начал монашескую жизнь Геннадий, впоследствии архиепископ Новгородский, вспоминавший своего наставника, как "старца житием велика и свята". Но как ни дик и уединен был Валаамский остров, как ни сурова жизнь братии, Савватий, жаждавший подвигов пустынножительства и наслушавшийся рассказов о Соловецком острове, оставил Валаам и удалился к берегам Белого моря, к устью р. Выга. Здесь близ одной часовни он встретил подобного себе пустынножителя старца Германа, который бывал прежде на Соловецком острове.

Савватий уговорил Германа отправиться с ним вместе на Соловецкий остров для пустынного жития (в 1429 г.). На безлюдном острове, только изредка посещаемом малочисленными жителями Поморья ради рыбного и звериного промысла, Савватий прожил пять лет; в последнее время он оставался один, так как Герман переехал жить на материк.

Незадолго до своей кончины Савватий переехал обратно на берег, к устью р. Выга и здесь скончался в 1435 г. 27 сентября в келье близ часовни, в той местности, где он жил некогда с Германом.

Игумен Палеостровского монастыря Нафанаил и один новгородский купец, случайно бывшие в тех местах, предали земле тело почившего.

Но пустынные труды Савватия и кельи, поставленные им вместе с Германом на Соловецком острове, не остались забытыми.

Через год после кончины преп. Савватия пришел к берегам Белого моря другой искатель пустыни Зосима; на р. Суме он встретился со старцем Германом, который "сказа ему вся поряду, яже о блаженнем Савватии и о состоянии острова того Соловецкого и о угодных местах к устрою монастыря". Увлеченный рассказами Германа, Зосима захотел продолжать дело, начатое иноком Савватием, что он и совершил с полным успехом.

Основался Соловецкий монастырь.

Зосима отыскал могилу преп. Савватия, и счел своим долгом перевезти (в 1465 г.) в Соловки мощи подвижника.

В окружной грамоте митрополита Макария 1547 г. предписывается уже "пети и праздновати повсюду апреля в 17 день новым чудотворцем преподобным отцем Саватею и Зосиме Соловецким" (А. А. Э., т. I, № 203). Житие преп. Зосимы и Савватия написано Соловецким священником Досифеем, учеником преп. Зосимы († 1478 г.) отчасти по личным воспоминаниям, отчасти по рассказам старца Германа; литературную обработку дал житию митрополит Спиридон, пометивший свой труд 1503 г. Ключевский, "Древнерусские жития святых", 198—203, 269. Яхонтов, "Жития св. северно-русских подвижников поморского края, как исторический источник", 1—37. Барсуков, "Источники русской агиографии", 484—492. Ключевский, "Хозяйств. деятельность Соловецкого монастыря" (Моск. Университетские Известия. 1866—1867 гг., № 7). "Черноризца Зиновия слово на память преп. Савватия Соловецкого" (Православный Собеседник, 1859 г., III). Зверинский, "Материалы для историко-топографического исследования о монастырях", II, № 1151. А. Воронов. {Половцов}