Селявин Виктор (Виталий) Алексеевич

(1875, Петербург— 17.11.1945, Одесса) — арт. оперы (лирико-драм. тенор), драмы, оперетты.

Засл. арт. УССР (1923). Пению обучался у И. Шавердова в Петербурге.

Пел в хоре т-ра Петерб. конс. В 1895 дебютировал в партии Судьи ("Бал-маскарад"). В 1896 по предложению Н. Римского-Корсакова заменил заболевшего артиста в партии Юродивого.

Позднее выступал в оперетте, драме и опере в Петербурге (Частная опера под упр. Л. Штейнберга;

Чар. дом, 1901; Новый летний т-р "Олимпия", 1907), Тифлисе (антр. Н. Фигнера), Харькове, Н. Новгороде (1904), Казани (1904, 1906), Саратове (1906), Москве (Опера С. Зимина, 1906—08), Киеве (1905-06, 1908—11, 1923— 25), Одессе (1911—23). Гастролировал в Риге (1910), Екатеринодаре (1910), Кисловодске (1913), Красноярске, Екатеринбурге.

Обладал не сильным, но хорошим ровным голосом, муз. памятью (мог в любой момент заменить заболевшего певца), владел блестящей вокальной техникой mezza voce. Исп. отличалось выразительной фразировкой и артистизмом. "Селявин поражал меня до последних дней своей жизни. Это был какой-то синтетический оперный талант.

Нельзя было не восхищаться его уникальными способностями.

Весь "спектр" оперного искусства — предельную музыкальность, абсолютно чистую интонацию, правдивость искреннего драматического актера и голос, очень небогатый, но изумительно гибкий, голос "хитрый" — все это незаурядный артист конденсировал в своем умном даровании, как луч солнца конденсируется в толстом и крепкой теле зажигательного стекла.

И Селявину удавалась зажигать и воспламенять... Жаль было одесситов — со смертью Селявина они потеряли последнее воспоминание об искусстве пения выдающихся итальянских певцов". (Н. Боголюбов)*. Певцу наиболее были близки лирич. партии, иногда выступал и в драм. партиях.

Репертуар включал 80 партии. 1-й исп. партий: Пастуха ("Цыганы" А. Шефера), Ивана Кольца ("На Волге"), Гвидо Барди ("Флорентийская трагедия"); в Одессе — Князя ("Русалка" А. Даргомыжского), Левко ("Майская ночь"), Фауста ("Фвуст"), Хозе ("Кармен"), Джеральда, Фра-Дьяволо, Лыкова, Владимира Игоревича; на рус. сцене — Педро ("Долина"). Лучшие партии: Соби-нин, Левко ("Майская ночь"), Владимир Дубровский (выступил в этой партии также в день своего юбилея в честь 45-летия сцен. деят-сти, 1940), Нерон ("Нерон"), Андрей ("Запорожец за Дунаем"), Ленский, Герман ("Пиковая дама"), Трике; Рауль, Надир, Элеазар ("Жидовка"), Герцог ("Риголетто"), Рудольф ("Богема"), Каварадосси, Вертер, Гофман, Канио. Др. партии: Самозванец, Шуйский.

Вася, Синодал, Ерошка, Берендей, Водемон, Школьный учитель ("Черевички"); Альмавива ("Севильский цирюльник"), Фауст ("Мефистофель"), Кавалер де Грие ("Манон"); Фра-Дьяволо.

Вильгельм Мейстер, Арлекин.

Партнер ы:М. Баттистини, Я. Вайда-Королевич, А. Дидур, С. Друзякина, С. Ильин, Я. Любин, Р. Радина, П. Цесевич, Ф. Шаляпин.

Пел п/у Э. Купера, А. Маргуляна, А. Пазовского.

И. Палицына.

Н. Привалова, И. Труффи, А. Шефера.

Выступал также в опереттах "Прекрасная Елена" Ж. Оффенбаха, "Корневильские колокола" Р. Планкета и др. Талант С. высоко ценили Н. Боголюбов, Д. Смирнов, Л. Собинов, Ф. Шаляпин.

В 1920 организовали был пред. Одесского "Трудового оперного кооперативного товарищества". Устраивал спектакли, концерты для солдат и матросов.

Позднее работал в филармонии, в 1920—30-х гг. вел режиссерскую и пед. деят-сть в Одесской конс. Среди учеников — А. Кривченя, Д. Сиежинская.

В 1937 выступил с докладом на 2-й Всесоюзной конференции по вопросам вокального образования.

Избирался депутатом Одесского районного Совета.

Записывался на грампластинки (6 произв.) в Петербурге. ("Гном-рекорд", 1911). Лит.: Витес Я. Артист // Большевистское знамя (Одесса). 1941. 4 яив.; Недзвідський А. Віктор Олександрович Селявін // Ра-дянська музика. 1941. № 2. С 55—57; Боголюбов Н. Н.*. Шестьдесят лет в оперном театре: Воспоминания режиссера. — М., 1967. С. 146, 287.