Серова Валентина Семеновна

— композитор и музыкальный критик.

В 1867 г. издавала вместе с мужем, А. Н. Серовым, журнал "Музыка и театр". Печатала статьи в "Новостях", "Баяне", "Сев. вестн.", "Артисте", "Русской муз. газете" и др. Более крупные из них: "Русская музыка" ("Сев. вестн.", 1885, № 5); "Отрывки из воспоминаний" ("Новости", 1890, № 289, и "Артист",1891, №№ 12, 13, 14); "Юбилейный год А. Н. Серова" ("Баян", 1889, № 2); "Историческая и салонная оперы" ("Новости", №№ 9 и 11); "Музыка в деревне" ("Артист", 1892, № 25); "Чудный кошмар" (по поводу "Млады" Римского-Корсакова); "Золотая свадьба бабушки" (по поводу 50-летия оперы "Руслан и Людмила", "Сев. вестн.", 1893, № 1); "Встреча с Л. Н. Толстым на музыкальном поприще" ("Русская муз. газета", 1894, № 4). Ею написаны оперы: "Уриэль Акоста" (M., 1885) и "Илья Муромец" (М., 1899). {Брокгауз} Серова, Валентина Семеновна (урожденная Бергман) — композитор, писательница по музыке и общественная деятельница.

Род. в 1846 г. в еврейской семье. Музыкальное образование получила в СПб. консерватории, а затем у композитора А. Н. Серова (см.), за которого затем вышла замуж. С. написала ряд опер: "Уриель Акоста", "Илья Муромец", "Мария" и "Хайдевка". Из них первая — пользовалась успехом в Москве.

Как музыкальный критик выступала, кроме журнала "Музыка и театр", который издавала вместе с мужем, в "Новостях", "Артисте", "Северном вестнике", "России" и др. изданиях.

После смерти мужа закончила его оперу "Вражья сила", издала партитуру его "Юдифи" и собрала его критические статьи в 4-томном издании.

Д. Ч. {Евр. энц.} Серова, Валентина Семеновна (урожденная Бергман) — композитор и музыкальная писательница; род. 1846 в Москве, где и получила первоначальное образование, рано обнаружив выдающиеся музык. способности.

Поступив стипендиаткой в СПб. консерваторию в класс А. Рубинштейна, С. в 1864 оставила ее, чтобы заняться теорией композиции с Серовым (см.), за которого вскоре и вышла замуж. По смерти мужа она закончила имевшееся лишь в набросках 5-ое действие "Вражьей силы" (оркестрованное Соловьевым), затем снова посвятила себя музыке; в самые последние годы, уже написав ряд опер, С. прошла систематический курс теории композиции.

Из опер С. некоторый успех имел "Уриель Акоста" (1885, Большой театр в Москве).

Следующие оперы ее "Мария" и "Хай-девка" не были поставлены на сцене. "Илья Муромец" шел только раз в Москве, на Частной сцене (1899). Из мелких композиций выделяются фортепианные "Музык. виньетки". В качестве музык. критика С. выступала еще при жизни своего мужа, издавая вместе с ним (1867—68) журнал "Музыка и театр", а также в "Новостях" (1891), "Артисте", "Баяне" (1889), "Северном вестнике", "Русской музык. газете" (1894—96), "России" и др. Более крупные из ее статей: "Русская музыка" ("Северный вестник", 1885, № 5), "Отрывки из воспоминаний" ("Новости", 1890, № 289; "Артист", 1891, №№ 12—14); "Музыка в деревне" ("Артист", 1892, № 25); "Историческая и салонная оперы" ("Новости", №№ 9 и 11) "Встреча с Л. Н. Толстым на музык. поприще" ("Русская музык. газета", 1894, № 4); "Мои музык. удачи и неудачи в деревне" ("Русские Ведомости", 1898, № 98 и 105). В 1892—96 С. издала собрание "Критических статей Серова" (4 тома), в 1902 партитуру оперы "Юдифь", на средства, данные государем.

В последние годы С. посвятила себя распространению музык. образования в народе; она, между прочим, одна из основательниц и почетный член моск. Общ. содействия устройству общеобразовательных народных развлечений. (Ф.). {Риман}