Севастьянов Петр Иванович

— известный археолог, собиратель христианских древностей; род. 4 августа 1811 г., умер 10 января 1867 г. в Петербурге.

Сын пензенского купца, он первое воспитание получил в отцовском доме под непосредственными указаниями и при участии знаменитого М. М. Сперанского.

В 1822 г. С. привезен был в Москву и учился в пансионе Галушки, потом у ректора Двигубского и, наконец, поступил в Московский университет, который и окончил в 1829 г., по юридическому факультету со степенью кандидата.

С 1831 до 1851 г., т. е. в течение двадцати лет, служил попеременно (в Петербурге) уголовным стряпчим, товарищем губернского прокурора, в Военном министерстве, в городской общей думе и в депутатском собрании.

При этом ему приходилось делать частые поездки, во время которых он успел узнать разные края России.

Вышедши в отставку, С. занялся исключительно археологией.

С 1859 по 1864 год он снова служил, на этот раз в Министерстве Нар. Просвещения и был членом археологической комиссии; но это не мешало ему совершать обширные путешествия.

Первое путешествие его по Западной Европе было в 1840 г., и с тех пор С. в несколько путешествий искрестил Европу во всех направлениях, от Киля до Марселя, от Берлина до Парижа, от Лондона до Триеста, от Брюсселя до Рима и Неаполя.

Ему знакомы были северные берега Африки, Египет, Сирия, Палестина, Смирна, Константинополь и особенно Афон, сделавшийся как бы вторым его отечеством.

Цель всех этих поездок было исключительно отыскивание, собирание и срисовывание христианских древностей.

С. пожертвовал большую часть своего состояния и целую половину жизни на собирание христианских древностей, преимущественно на Востоке и особенно на горе Афонской.

Всю его собирательскую деятельность можно разделить на пять периодов. 1) Первоначальный период простирается до начала 50-х годов. В это время С. интересовался нашим Востоком, христианством Кавказа, Грузии и сам приготовлялся к будущей деятельности разнообразным чтением. 2) Второй период идет до 1857 года. В это время С. сосредоточивается более на родине христианства, Палестине, обрабатывает до мельчайших подробностей топографию Святой земли, изготавливает рельефный план Иерусалима и проч. 3) В третий период С. ближе познакомился с Константинополем и начал разыскания на Афоне (с 1857 г.), где он наткнулся на неисчерпаемый и непочатый запас весьма ценных древностей христианства.

Известно, что после взятия Константинополя турками важнейшие сокровища православия нашли убежище на горе Афонской; сюда же стекались и ценные древности славянских государств, Болгарского, Сербского и проч. В это время С. собрал очень большие коллекции, большею частью в копиях и снимках, которые обратили на себя внимание европейских ученых.

В конце 1858 г. эти коллекции были выставлены в Париже и доставили С. знакомство и покровительство в высших кругах русского общества.

Он даже введен был ко двору и за свою деятельность получил Высочайшее одобрение. 4) С 1859 г. начинается четвертый период, самый блестящий.

Осыпанный ласками, вниманием высочайших и вельможных особ, снабженный пособием в 16 тысяч рублей, С. отправился в официальную командировку, опять на Афон, во главе многих художников и исполнителей, приглашенных им из Западной Европы, и пробыл там 14 месяцев.

Все, собранное там, привозилось и сдавалось в Академию Художеств, куда поступило между прочим до 1200 иконных изображений, до 200 чертежей византийского зодчества, более 5000 страниц рукописей и до 150 древних и замечательных подлинников икон. Думали даже образовать особый Византийский музей для помещения всех этих сокровищ.

Но по разным обстоятельствам и соображениям, значительная часть древностей, собранных С. и лично ему принадлежавших, были помещены в Московский публичный музей, где они занимают 4 зала и служат истинным украшением его. При этом сам С. весьма много работал в музее над распределением и классификациею собранных им древностей. 5) Последний период начинается с 1864 г., когда С. возвратился из Москвы в Петербург и принялся за новое собирание рисунков и гравюр, а вскоре поехал в Италию, где отыскивал древности, относящиеся к эпохе до разделения церквей.

Между прочим, он был в Париже на археологической выставке и в то же время продолжал поиски за древностями.

В 1866 г. он возвратился с огромными приобретениями по части древностей в Россию, сначала в Вильну, куда звали его в качестве начальника предполагавшегося музея, а оттуда в Петербург, где он вскоре умер от чрезмерных трудов и запущенной болезни.

Он похоронен в Александро-Невской лавре, между Суворовым и Паниным. "Русский Архив", 1869, ст. 2009. — "Русский Художественный Листок", 1859 г., № 6 и 8. — "Русский", 1867 г., № 3—4. — "Современная Летопись", 1867 г., № 14 (ст. П. Бессонова). — "Развлечение", 1859 г., № 2 (ст. Шевырева). — "Современник", 1859 г., т. LXXIV, с. 193—201. — "Северная Пчела", 1859 г., № 52. — "Голос", 1867 г., № 11 и 15 (некролог). — "Московские Ведомости", 1859 г., № 2 (ст. Шевырева). — Д. Поленов, "Снимки с икон и других древн." и т. д., СПб., 1859 г. — "Известия Академии Наук", II отд., т. VII (1859 г.), № 5. — "Московские Ведомости", 1862 г., № 111—113 (ст. Буслаева). — Отчет о Московском Музее (первый).

Е. Тарасов. {Половцов} Севастьянов, Петр Иванович (1811—1867) — археолог.

Сын купца, воспитанник Московского университета, С. много путешествовал по России, Западной Европе и Востоку и во время этих путешествий собрал свои знаменитые коллекции, известные под нменем "Севастьяновского собрания" (иконы, церковная утварь, рукописи в подлинниках и снимках, слепки, рисунки и фотографии с памятников зодчества, ваяния и живописи, планы и карты местностей христианского Востока, библиотеки, гравюры, монеты и пр.). Их изучали и описывали многие ученые: Поленов ("Снимки с икон и друг. древностей св. горы Афонской из собр. П. И. С.", СПб., 1859), Шевырев ("Афонские иконы византийского стиля в живописных снимках, привезенных С.", СПб., 1859), Флоринский ("Афонские акты и фотографические снимки с них в собрании П. И. С.", СПб., 1880), Викторов ("Собрание рукописей П. И. С.", М., 1881) и др. Впоследствии коллекции эти Перешли в Моск. публичный музей, Академию худ., Акад. наук и Имп. публичную библиотеку.

Главная заслуга С., как археолога, заключается в том, что он первый положил у нас твердое основание науке христианских древностей, главным образом греко-русских.

По его инициативе и указаниям впервые и наше правительство приняло активное участие в собирании церковных древностей, снарядив в 1859 г. особую экспедицию, под руководством С., на Афон, откуда тогда же было вывезено одних рукописей свыше 5000. Затем С. принадлежит честь образования у нас первых двух археологических собраний церковных древностей в Москве (в Московск. публичном музее) и в С.-Петербурге (Христианский музей в Академии худ.). Им составлен "Ключ христианской археологии" в 28 фолиантах (не напеч.). Другие труды его: "Записка об археологической экспедиции на Афон" (в "Современной Летописи", 1861, № 1) и "О светописи в отношении к археологии" (записка, читанная в 1858 г. в Парижской академии и напеч. в "Известиях Имп. Археологич.

Общества", 1858, т. I). Снимки С. пенились высоко и за границей; один из них — копия фресок, изображающих ангельскую литургию — великолепно издан Дидроном в Париже.

См. Бессонов, "П. И. С. и очерк его собрания" "Современная Летопись", 1868, № 14) и статья Буслаева и Филимонова в "Вестнике Общества Древнерусского искусства", 1874, №№ 1, 3, 4 и 5. Подробный обзор коллекций С. — в "Вестнике Археологии и Истории" (вып. VI). В. Р—в. {Брокгауз}