Шах-Азиз Смбат

— армянский поэт и публицист.

Род. в 1841 году, в Ереванской губ.; учился в Лазаревском институте восточных языков; уже в 1858 г. выпустил небольшую книжку стихотворений, озаглавленную, в подражание Байрону, "Часы досуга"; примкнул к прогрессивному кружку, во главе которого стояли Назарьянц и Налбандьян, в 1865 г. издал обличительную поэму "Скорбь Леона", вместе с несколькими десятками стихотворений; за последние десятилетия почти совершенно не писал стихов, занимаясь преподаванием в Лазаревском институте армянского языка и словесности и выпуская, время от времени, прозаические сочинения, связанные с злобой дня и насущными потребностями армянского народа ("Голос публициста", 1881 г.; "Летние письма"; "Воспоминания по поводу праздника Вардана", 1901 г.; "Несколько слов моим читателям", 1903 г. и др.). Стихотворения Ш., частью — вполне субъективные, лирические, напр., любовные (никто из армянских поэтов до Ш. не отваживался воспевать любовь с таким богатством красок), частью — идейные, даже тенденциозные, навеянные общественным движением 60-х годов, написаны очень красивым, музыкальным стихом: как мастер формы, Ш.-А. не имеет соперников среди русско-армянских поэтов.

Его поэма "Скорбь Леона", являясь одним из самых поздних отголосков байронизма, заключает в себе яркую и разностороннюю картину армянской жизни того времени. — Произведения Ш. переводились на русский яз. О. Чюминой, И. Гриневской, Л. Уманцем, С. Головачевским и др. Ср. книгу "Смбат Ш.-А.", критический этюд и избранные стихотворения поэта в русском переводе; 2-е, дополненное и иллюстрированное издание (1905). Ю. В. {Брокгауз} Шах-Азиз, Смбат (1841—1907) — армянский поэт из "просветительной плеяды". Родился в селе Аштараке; учился в Эчмиадзине, а затем в Москве в Лазаревском ин-те. По окончании оставлен был в ин-те преподавателем истории литературы.

Главным произведением Ш.-А. является его известная историческая поэма "Левони вишт" (Скорбь Левона), в которой поэт с позиций националистической либеральной буржуазии оплакивает "гибель родного армянского народа", протестует против "мрачного повелителя" своей страны и бичует азиатскую темноту, замкнутость.

Выход из этого тупика Шах-Азиз видел в приобщении армянского народа к европейской культуре (в книге "Голос публициста").