Шелехова Мария Федоровна

(по сцене Шелехова-старшая; урожд. Монруа) [1804 (?), Петербург — 5 (17). 6. 1889, там же] — арт. оперы (колор. сопрано) и драмы. Жена танцовщика П. А. Шелехова.

В 1823 (в нек-рых источ. 1818) окончила Петерб. театр. уч-ше (кл. Ф. Бьянки).

Дебютировала на сцене в 1821. В 1822—49 примадонна рус. оперной труппы петерб.

Большого т-ра, на сцене к-рого исп. все ведущие партии в операх и водевилях.

Обладала ярким, звучным, сильным голосом мягкого тембра и обширного диапазона.

Владела первоклассной вокальной школой.

Была одарена ярким актерским дарованием.

В начале сцен. деят-сти соперничала в успехе с Н. Семеновой и вышла из этого состязания победительницей. 1-я исп. партий: Изоры ("Дом сумасшедших, или Странная свадьба"), Виктора ("Новая шалость, или Театральное сражение"), Светланы ("Светлана, или Сто лет в один день"), Женевьевы ("Женевьева Брабантская"), Людмилы ("Иван царевич, золотой шлем"), Алины ("Доктор в хлопотах"), Жены Неизвестного ("Параша Сибирячка" Д. Струйского); в Петербурге — Маши ("Продажная одноколка"), Юлии ("Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом"), Марии ("Пан Твардовский), Люсетты ("Невеста"), Анджелы ("Черное домино, или Таинственная маска"), Камиллы ("Цампа, морской разбойник, или Мраморная невеста"); на рус. сцене — Донны Эльвиры ("Дон Жуан"), Заиды ("Турок в Италии"). Лучшие партии: Вениамин ("Иосиф в Египте"), Каролина, Констанция, Сандрильона ("Сандрильона"). Др. партии: Маша ("Лунная ночь, или Домовые"), Наташа ("Женщина-лунатик замужем"), Агата ("Деревенские певицы"), Изабелла ("Роберт-Дьявол"), Эми, Кеттли.

Партнеры: Н. Дюр, Г. Климовский, М. Лебедева, Л. Леонов, О. Петров, А. Рамазанов, В. Самойлов, Е. Сосницкая, В. Шемаев.

Лит.: Морков В. Исторический очерк русской оперы с самого ее начала по 1862 год. — СПб., 1862. С. 83, 105; Гозенпуд А. А. Музыкальный театр в России: От истоков до Глинки.

Очерк. — Л., 1959. С. 732.