Шичалин Юрий Анатольевич

(р. 30.08.1950) — историк филос., филолог, переводчик, издатель.

Род. в г. Махачкала.

В 1968—1969 учился на филос. ф-те МГУ, в 1969 поступил на филол., к-рый окончил по кафедре класс. филологии в 1974. В 1974—1977 — асп. той же кафедры.

В 1979 защитил дисс. на соискание ученой степени канд. филол. наук "Жанр и композиция "Эннеад" Плотина". В эти же годы работал секретарем у А.Ф.Лосева, благодаря к-рому был развит интерес к платоновской филос. Платону, платонизму и неоплатонизму посвящен цикл из 40 статей в ФЭС (1983, 1989), свыше 60 статей в новом изд. "Философской энциклопедии", статьи в науч. периодике, переводы (Альбин, Апулей, Алкиной, Плотин, Саллюстий-плато-ник, Прокл). С 1977 по 1988 работал на кафедре класс. филологии.

В 1988 перешел в ИФ РАН на должность ст. н. с. В 2000 защитил дисс. на соискание уч. степени д-ра филос. наук "История античного платонизма в институциональном аспекте". В наст. вр. преподает ист. филос. и древние языки в Гос. ун-те гуманит. наук и Моск. Дух. академии.

В 1990 организовал "Греко-латинский кабинет" (изд-во и курсы древних языков); в 1993 учредил "Классическую гимназию при Греко-латинском кабинете". Константы его филос. позиции: иерархия бытия и иерархия знания вместе задают иерархию человеч. ценностей, а также иерархию "богословие (богооткровенная истина) — филос— наука"; филос. ведение исходно и на сей день принципиально ограничено рамками единого европ. разума.

Осн. сфера филос. интересов — образование европ. разума.

В связи с этим Ш. продумана периодизация европ. дух. истории, опирающейся на институциональный подход: алфавит—свиток—кодекс—книгопечатание-компьютерные технологии вместе с эволюцией образовательных и науч. институций задают единств, реальную основу для периодизации европ. мысли ("“Осевые века” европейской истории" // ВФ. 1995. № 6), к-рая, по мнению Ш., в своем существе, в своем совпадении с бытием — внеисторична ("Истина и история" // "Логос". 1996. № 7). Ш. констатирует также принципиальную и фактическую исчерпанность европ. историзма.

В основе пед. взглядов Ш. — признание онтол. наполненности образовательного процесса (Платон, Федон 107 d 3—4: "душа не берет с собой на тот свет ничего, кроме образования и образа жизни"). Соч.: Платон. "Федр" (греч. текст, статья, комментарии, указатели).

М., 1989; Поздний Платон и Аристотель // MA THESIS. Из истории античной науки и философии.

М., 1991; Прокл. "Комментарий к Первой книге "Начал" Евклида" (греч. текст, русск. перев., статья, коммент., указатели).

М., 1994; Античность—Европа—История.

М., 1999; Проблемы российского образования и православие.

М., 1999, История античного платонизма.

М., 2000.