Шохор-Троцкий Семен Ильич

— педагог.

Род. в 1853 г. Учился в Новороссийском университете (на физико-математическом факультете), Институте инженеров путей сообщения и Берлинском и Гейдельбергском университетах.

В журнале "Семья и Школа" поместил ряд работ по вопросам преподавания математики, выступая противником так называемой "методы изучения чисел", представителями которой были в России Паульсон, Воленс и Евтушевский.

Писал также в педагогических журналах: "Русская Школа", "Народное Образование", "Педагогический Сборник военно-учебных заведений", "Просвещение" и в "Физико-математическом Ежегоднике" (М., 1902 и 1903). Из работ Ш.-Т., посвященных вопросам, не относящимся к методике математики, выдаются: "Логика, как предмет общего образования" ("Семья и Школа", 1883) и "Леонардо да Винчи и его рукописи" ("Вестник Европы", №№ 6 и 7 за 1896 г.). Преподает во многих петербургских средних и специальных учебных заведениях.

С 1 января 1906 г. Ш. "удален от исполнения возложенных на него должностей" из СПб. Александровского и Смольного институтов за участие в декабрьской (1905) политической забастовке.

Читает методику математики на Педагогических курсах военно-учебного ведомства.

Много раз руководил летними педагогическими курсами для народных учителей и учительниц.

В основании трудов Ш.-Т. лежат следующие принципы: необходимость согласования данных учебного предмета с данными научными; необходимость согласования обучения и преподавания с требованиями психологии вообще и психологии детского и юношеского возрастов в частности; вытекающая отсюда необходимость построение всего курса математики на методически подобранных задачах и упражнениях, а не на объяснениях учителя и не на тексте учебника; необходимость, по каждому отделу математики, двух книг для учителя (одной — по методике преподавания данного предмета, другой — содержащей методически расположенный подбор задач и упражнений, подлежащих проработке со стороны учеников под непосредственным руководством учителя) и двух — для учеников (одной — задачника, содержащего задачи и упражнения, подлежащие самостоятельной проработке со стороны учеников, другой — содержащей краткое изложение учений данного предмета для приведения усвоенного учениками в логически стройную систему).

Методе своей Ш.-Т. дал имя "Методы целесообразных задач". Главнейшие труды Ш.-Т.: "Методика арифметики" (две части) и ряд арифм. задачников для учителей и учеников; "Арифметика для начальных школ" (1906); "Цель и средства преподавания математики в средне-чебных заведениях с точки зрения требований общего образования" (1893); "Наглядность и наглядные пособия при обучении арифметике" (1904); "Геометрия на задачах" (1907). На курсах для учителей средней школы, при учительских съездах (в 1906 и в 1907 гг.), Ш.-Т. вел беседы и читал лекции по преподаванию математики. {Брокгауз} Шохор-Троцкий, Семен Ильич — педагог, род. в 1853 г., в Каменец-Подольске, в еврейской семье (сын Ильи Марк. Ш.-Т.); учился в Институте инженеров путей сообщения и заграничных ун-тах. Состоял членом редакции "Семьи и школы", "Русской школы". Писал в ряде журналов по вопросам преподавания математики и общепедагогическим.

Преподавал математику в петербургских средних и высших учебных заведениях, руководил летними курсами для народных учителей.

Ш.-Т. является защитником методы, которую называет "методой целесообразных задач". Главные труды Ш.-Т.: "Методика арифметики"; "Цель и средства преподавания математики в среднеучебных заведениях с точки зрения требований общего образования" 1893; "Геометрия на задачах" (2-е изд., 1912). Не занимаясь специально вопросами еврейства, Ш.-Т., по его словам, "чувствует свою связь с ним и душевно скорбит о судьбах родного народа". — Ср.: Брок.-Ефр., 4 доп., стр. 889; Указатель работ С. И. Шохор-Троцкого, СПб., 1910. Г. Я. {Евр. энц.} Шохор-Троцкий, Семен Ильич (1853—1923) — методист-математик.

Система Ш.-Т. — "метода целесообразных задач" — состоит в том, что задача (в широком смысле слова), или ряд их, является исходным пунктом работы во всякий момент обучения.

Ш.-Т. — педагог-общественник, принимал участие во многих обществах, съездах, учительских курсах.

За участие в декабрьской (1905) политической забастовке. был "удален от должности преподавателя" некоторых учебных заведений.

Главнейшие работы: Методика арифметики (первое изд.), М., 1886, и ряд арифметических задачников;

Геометрия на задачах (книга для учителей), 2 изд., М., 1913; то же (книга для учащихся), 2 изд., М., 1913; Учебник геометрии, М., 1891. См. "Указатель трудов... Ш.-Т.", СПб, 1910. Шохор-Троцкий, Семен Ильич (1853—1923) — русский математик-педагог.

Род. в Каменце-Подольском.

Был вольнослушателем Новороссийского ун-та. Учился в Петерб. ин-те путей сообщения.

Позднее изучал математику, физику и философию в ун-тах Берлина, Гейдельберга и Кенигсберга.

В 1918—1923 — проф. математики в Каменноостровском с.-х. ин-те. В своих многочисленных метод. работах выступал с требованием реформы содержания и методов обучения математике.

Разрабатывал методику обучения арифметике вместе с геометрией и методику обучения математике индуктивно-лабораторным методом.