Шпажинский Ипполит Васильевич

— известный драматург (род. в 1844 г.), из дворян Воронежской губернии.

Воспитывался в воронежском кадетском корпусе и Александровском военном училище.

Служил несколько времени в военной службе и затем, на правах вольнослушателя, прошел полный курс московского университета по юридическому факультету.

На литературное поприще выступил под псевдонимом Ив. Везовский, небольшими повестями, рассказами и сценами в "Развлечении" О. Б. Миллера.

В 1876 г. было поставлено первое драматическое произведение его — драма "Вопрос жизни", затрагивавшая психологические темы. Затем последовали драмы и комедии: "Лакомый кусочек", "Упреки прошлого", "Легкие средства", "В забытой усадьбе", "Дело житейское", "Прахом пошло", "Майорша", "Фофан", "Кручина", "Чародейка", "Темная сила", "Две судьбы", "Питомка", "Предел", "Ложь, да правды стоит", "Княгиня Курагина", "Вольная волюшка", "Жертва", "Луч", "Простая история" и др., собранные в двух томах (М., 1892). За драму "Две судьбы" Ш. получил Грибоедовскую премию, за несколько других пьес — премии Вучины.

Все пьесы Ш. сценичны, написаны хорошим литературным языком и посвящены изображению дореформенной помещичьей или городской жизни, преимущественно бедных классов.

Нередко Ш. пытается быть психологом, разбирая пробуждение ненависти в покинутой женщине, благотворное влияние истинного, высокого чувства, роковое значение случайностей, муки и угрызения совести невольного преступника и проч. Большая часть его пьес имела хороший успех и дала возможность таким талантам, как г-жи Савина и Стрепетова, создать несколько ярких, характерных ролей. Его "Майорша" и "Чародейка" переведены на французский, немецкий и чешский языки. П. Быков. {Брокгауз} Шпажинский, Ипполит Васильевич (1844—1917) — драматург.

Пьесы Ш., в большинстве рассчитанные на крупные исполнительские имена (Савина, Давыдов, Андреев-Бурлак и др.), несмотря на незначительную художественную ценность имели успех. Однако уже современники Ш. подметили, что изображенная в пьесах Шпажинского действительность в сущности театральная действительность, а не живая. В своем творчестве Ш. отразил мысли и чувства поместно-дворянской среды времен ее оскудения.

В 90-х гг. после пьес Чехова, Гауптмана и др. драмы и комедии Ш. потеряли всякое значение в жизни рус. театра.

Главные произведения Ш.: "В забытой усадьбе", "Майорша", "Фофан", "Кручина", "Чародейка".