Скрябин Артем Афанасьевич

(р. 11.03.1970) — спец. по филос. эпистемологии; канд. филос. наук, доц. Род. в Якутске.

Окончил физ. ф-т Якутского гос. ун-та (1993) и асп. кафедры филос. того же ун-та. С 1998 — асс. кафедры филос. В наст. вр. — доц. кафедры гуманит. и соц.-экон. дисциплин Мирнинского филиала Якутского гос. ун-та. Канд. дисс. — "Эпистемо-гносеологичес-кий анализ феномена симметрии". Опираясь на синер-гетические идеи и осн. положения эволюц. эпистемологии, а также на синхронно-диахронную концепцию когнитивного развития Пиаже, С. рассматривает категории "система", "структура", "симметрия" в их ди-алектич. единстве и взаимосвязи с т. зр. генезиса мышления.

По убеждению С., они характеризуют три осн. мыслительные формы, в к-рые упорядочивается поступающая информация в ходе процесса ассимиляции-аккомодации.

Для обозначения когнитивных структур, упорядочивающих информацию в эти "модели", он вводит понятия "интра-системной", "интер-структур-ной", "транс-симметрийной" "эпистем". Эпистемы формируют определ. способ понимания бытия, очерчивают границы, возможности познания, практики отдельно взятого человека и об-ва в целом независимо от времени.

Согласно предложенной модели, методол. подход в изучении онтогенеза когнитивных структур или филогенеза науки будет заключаться в анализе переходов от одной гносеол. модели к др. С. приходит к выводу, что каждая из трех эпистем, став на какое-то время осн. и доминирующей в индивидуальном и обществ. сознании, определяет экономику, характер соц. отношений, формы гос. и производственного управления, уровень знания и дух. ценности об-ва, формирует свой ист. тип цивилизации: доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный.

С. считает, что эпистемическое развитие как в онтогенезе, так и в филогенезе, независимо от длительности процесса, проходит три стадии: интра-системную, интер-структурную, транс-симмет-рийную.

В этом и проявляется симметрия эпистеми-ческого развития.

В наст. вр. С. исследует исторически инвариантные структуры, к-рые определ. условия, возможности возникновения ментальности и культуры в конкретную ист. эпоху. Понятие эпистемы является определяющим в этой концепции.

С утверждением транс-симметрийной эпистемы начинается отсчет мировой истории.

Эта последняя эпистема дает человеку возможность осознать мир не только как безграничную совокупность элементов, находящихся в определ. связях и отношениях, но и как нечто целое, имеющее пределы и границы, к-рые можно перешагнуть путем трансцендирования.

Соч.: Симметрия познания, познание симметрии // Наука. Культура.

Экономика.

Якутск, 1996; Симметрия и асимметрия толерантности // Молодежь и наука в PC(Я). Якутск, 1996; Симметрия эпистемического развития // Некоторые философские проблемы современности.

Якутск, 1998; Фракталъность эволюционных процессов // Логос. Культура.

Цивилизация.

Якутск, 1998; Три этапа генезиса мышления и история человечества // Образование.

Общество.

Технический прогресс.

Мирный, 1999; Гносеологический аспект социализации личности // Молодежь и наука. Мирный, 2000. А.Г.Новиков