Славин Александр Васильевич

(р. 27.11.1924) — спец. по теории познания; д-р филос. наук, проф. Род. на хуторе Красный Яр Иловлинского р-на Волгоградской обл. С 1942 по 1957 — служба в Сов. Армии. Окончил филос. ф-т ЛГУ (1963), асп. того же ф-та (1966). С 1966 работает на кафедре филос. Смоленского пед. ин-та (с 1997 — Гос. пед. ун-т) — ст. преп., доц., проф. С 1977 по наст. вр. — зав. этой кафедрой.

Докт. дисс. — "Эвристическая роль наглядных средств в построении нового знания" (1972). В иссл. С. центр. место занимает проблема наглядности в совр. науч. познании.

В его трудах показывается, что древнейшая гносеол. проблема диалектики чувственного и рационального в познании в условиях совр. науки не только не утратила своей остроты и значения, но оборачивается все новыми гранями и сторонами: особенности совр. науки (познание объектов, недоступных непосредственному чувственному восприятию, широкое использование искусственных языков и построения формализованных систем, возможность предсказания нек-рых явлений еще до того, как они были установлены в эксперименте и пр.) привели к усложнению связей теор. построений с чувственным опытом.

В этом контексте С. исследует изменения места и роли наглядного образа в структуре познания.

Др. аспект иссл. С. связан с проблемой возникновения нового знания.

В его работах 60—70-х гг. эта проблемы выделяется из общегносеол. контекста (в каком традиционно рассматривалась в филос), становится самостоятельным предметом изучения.

Соч.: Некоторые гносеологические аспекты наглядности в современной физике // В. ЛГУ. 1964. № 23; Об отражении общего в чувственных образах // ФН. 1966. № 6; Образная модель как форма научно-исследовательского мышления // ВФ. 1968. № 3; Роль мысленного (воображаемого) эксперимента в возникновении нового знания // Очерки истории и теории развития науки. М., 1969; Гносеологический анализ понятия "новое знание" // Вопросы гносеологии, логики и методологии научного исследования.

Л., 1970; Наглядный образ в структуре познания. (Над чем работают, о чем спорят философы).

М., 1971; Гносеологический образ и научное мышление.

Смоленск, 1971; О природе интуиции // ФН. 1972. № 4; История естествознания и проблемы научного творчества // Вопросы истории и техники.

М., 1973. № 3 (40); Проблема возникновения нового знания.

М., 1976; Проблема соотношения языка и мышления и "порождающая" модель языка. [В соавт.] // ВФ. 1980. № 7; Диалектика эмпирического и теоретического в построении нового знания // Материалистическая диалектика.

В 5 т. Т.2. М., 1982; Научный поиск и научное открытие. [В соавт.] // Диалектика процесса познания.

М., 1985; Гуманистическое мировоззрение и личность // Формирование гуманистического мировоззрения студентов.

Смоленск, 1992; Идея социальной справедливости // Край Смоленский. 1992. № 6; "Вечные" проблемы и стереотипы мышления XX века // Край Смоленский. 1995. № 3—4; Кризис сознания // Экономика и образование в условиях кризиса.

Смоленск, 1996; Мироощущение и миропонимание человека христианской традиции // Образование.

Христианство.

Культура.

Смоленск, 1996; Человек как объект познания // Социально-психологические проблемы ментальности.

Смоленск, 1996; Проблема индивидуальности в контексте современных концепций образования // Индивидуальность как субъект и объект современной жизни. Смоленск, 1997.