Слепушкин Федор Никифорович

— крестьянин, поэт и портретист-художник (1783—1848 гг.), был крепостным Ек. Влад. Новосильцевой., урожденной гр. Орловой.

Отец обучил Федора грамоте, но мальчику недолго пришлось пробыть в семье, так как умер его отец, а оставленное небольшое состояние присвоил себе его опекун, и Ф. И. оказывается в сидельцах у одного лавочника в Москве.

Уже в эти детские годы, по словам товарищей С., он обнаруживал исключительную способность к остроумной веселости; кроме того, чуть ли не с 6 лет он проявил и склонность и способность к рисованию: он рисовал избушки, мельницы и птичек, причем красками ему служили черника и малина.

Придя в столицу с тремя полтинами, С. на эти деньги купил лоток и груши и занялся продажею.

Похаживая, как "конь ретивый", он набрал денег для небольшой лавочки у Александро-Невского монастыря, но она не оказалась выгодной, и тогда смелый, вечно добрый и веселый Ф. Н. решается отправиться к немцам в Новосаратовскую слободу: снять там лавку и заняться торгом.

Держась правил честной торговли, он приобрел среди немцев большое доверие, а потому дела его здесь настолько поправились, что он вскоре мог вызвать свою семью из деревни.

Живя в немецкой слободе, Ф. Н. несколько обучился немецкому языку, а главное, увидел жизнь более культурную, чем та, которую он видел в русской деревне, жизнь, в которой он совсем не встречал нищеты, а лишь достаток, чистоту и порядок.

Первыми литературными опытами С. были басни, написанные в подражание Крылову — "Лев и Волк". "Бык и Комар", "Лев, Барс, Собака, Осел и Козлы" и напечатанные в "Отечественных Записках" Свиньина.

Последний всячески поощрял Ф. Н. не бросать поэтических опытов и тот с жаром обратился к поэзии.

Поддержка со стороны была необходима тем более, что односельчане осуждали поэта за его художественные занятия.

С. даже пишет по этому поводу стихотворение, и в нем он как бы признает неважность поэтических занятий, т. к. говорит, что для литературы отрывает часы не от торгового дела, а от сна; но в то же время искренно заявляет, что не может не разделять свою мечту с бумагой, не передать в стихотворении того, что ощущает в своем сердце.

Кроме Свиньина, Ф. Н. оказывали особенную помощь Ф. Н. Глинка, Б. М. Федоров и отчасти Пушкин.

Свиньин посоветовал поэту-крестьянину, в подражание английскому поэту Блумфельду, писать только с натуры, изображать только те предметы, которые у него постоянно перед глазами, и тот задался мыслью стихотворно описать жизнь русского поселянина со дня его рождения до кончины.

В 1826 г. вышел 1-й том стихотворений С., посвященных преимущественно описанию сельского быта, под названием "Досуги сельского жителя". Академия Наук присудила ему золотую медаль с надписью: "приносящему пользу русскому слову". С. представили императору Николаю Павловичу, который подарил ему кафтан, и Имп. Марии Феодоровне, которая подарила ему часы. Через некоторое время после этого познакомился с поэтом и Пушкин, под влиянием которого Ф. Н. написал стихотворение "Конь". Стихи С. привлекли внимание очень многих к судьбе самого поэта-крепостного; у некоторых возникла мысль о выкупе (в числе их был и Пушкин) и кн. Юсупова взяла на себя хлопоты.

За 3000 руб. Ф. Н. выкупили, и таким образом первая книжка стихов дала С. свободу.

Он приписался к 3-й гильдии и открыл кирпичный завод. Чем более развивался поэт, тем шероховатость и тяжеловесность, сначала весьма его стихам присущие, сокращались и уменьшались.

Конечно, этому способствовал и личный опыт, и чтение лучших поэтов его времени, чтение, которому теперь Ф. Н. мог уделить значительное время. В новых стихотворениях С. уже отвоевывают себе более широкое место и простота, и наблюдательность, и остроумие; но все эти элементы не имеют места в его дутых посвящениях меценатам и патриотических произведениях.

Лучшими его произведениями являются изображения бытовой жизни тех слоев населения, с которыми ему более всего приходилось иметь дело: крестьян, торговцев, пришлых рабочих.

Стихотворений, где встречались бы намеки на понимание неестественности крепостного права, у С. нет. При практической складке ума поэта вполне понятно, что в вопросах ближайшей жизни он умеет разбираться, но объяснение разных причин того или иного явления у него весьма элементарное.

Он, конечно, поддается, с одной стороны, влиянию окружающих, верит в приметы, пишет надгробное стихотворение знахарю Вас. Лукьян.

Лукьянову, с другой стороны, влиянию высших сфер и заявляет о непобедимости русских и прославляет храбрость русских в войнах конца 20-х годов. Сочинения Ф. Н. Слепушкина: Басни, в "Отечественных Записках" Свиньина за 1823 г. — "Досуги сельского жителя", 1-е изд., 1826 г. и 2-е изд., 1828 г. — "Сельская поэма", 1830 г. — "Четыре времени года русского поселянина", 1830 г. — "На день 30-е августа 1832 г." — "Новые досуги сельского жителя", 1834 г. (Тип. X. Гинце). — "Новые досуги сельского жителя", 1840 г. (Типогр.

Имп. Росс. Академии). — "Рассказы детям отца, бывшего в расколе у перекрещенцев в 1847 г.". "Отечественные Записки", 1823 г., январь: "Прогулка в Шлиссельбург в сентябре прошлого года". — "Сын Отечества", 1860 г., №№ 8 и 9. — статья Ив. Михайлова. — "Петербургский Вестник", 1862 г., № 2; В. Слово, "Кольцов и Слепушкин". — И. Ремезов, "Крестьянин-стихотворец Ф. Н. Слепушкин", 1866 г., СПб. — "Ярославские Губернские Ведомости", 1869 г., № 31: статья В. Лествицына. — "Грамотей", 1869 г., кн. 6-я: статья И. Ремезова. {Половцов} Слепушкин, Федор Никифорович — поэт-самоучка (1783—1848). Род. в Ярославской губ.; до 9 лет жил в родной деревне, где научился под руководством отца грамоте; потом был отвезен в Москву и отдан в сидельцы в лавочку съестных припасов.

В 1799 г. он вернулся в деревню и поступил в работники к мельнику, на дочери которого женился, перейдя, по примеру тестя, в раскол (см. его "Рассказ детям отца, бывшего в расколе у перекрещеванцев", 1847). Переселясь вместе с тестем в Петербург, С. сначала торговал на улице вареной грушей, потом открыл мелочную лавочку близ Александро-Невской лавры, а оттуда переселился на другую сторону Невы, в Ново-Саратовскую колонию.

Быстро освоившись с местным наречием, С. расширил свою торговлю, выписал в себе жену и стал заниматься еще лодочным перевозом через Неву. В это время он перешел опять в православие.

В 1812 г. С. переселился в Рыбацкую слободу, продолжая заниматься теми же промыслами; в 1820 г. он потерял жену и вскоре женился вторично (см. его "Похороны жены поселянина" и "Женитьба поселянина"). К этому периоду относятся первые стихотворения С. Под влиянием басен Крылова им были написаны басни "Лев и Волк", "Бык и Комар", "Лев и Барс", "Собака, Осел и Козлы", напечатанные в "Отеч. зап." 1823 г. По совету П. П. Свиньина он ознакомился с английским поэтом Блумфильдом и начал ему подражать; через Свиньина он проник в кружок писателей, группировавшихся около Ф. H. Глинки.

В 1826 г. появилась первая книжка С. "Досуги сельского жителя" (2-е изд., 1826); она имела большой успех. Академия наук присудила стихотворцу золотую медаль, а имп. Николай I наградил его почетным кафтаном.

Таким же успехом пользовались и дальнейшие произведения поэта: "Сельская поэма", "Четыре времени года русского поселянина" (1830), "На день 30 авг. 1832 г." и "Новые досуги сельского жителя" (1834). С. приписался к третьей гильдии петербургских купцов, выстроил собственный кирпичный завод и дом. Литературное значение С. невелико, но он все же является связующим звеном между старою книжною лирикою Ломоносова и народной поэзией — Кольцова. {Брокгауз}