Словцов Петр Иванович

(1886, с. Устьянское Канского у. Енисейской губ., ныне Красноярского края — 24.2.1934, Красноярск) — арт. оперы (лирич. тенор), камерный певец. Муж М. Риолли.

Окончил Красноярскую духовную семинарию.

Будучи семинаристом, привлек внимание композитора и педагога Н. Иванова-Радкевича, к-рый начал обучать его пению. В 1909 поступил наюридич. ф-т Варшав. ун-та, и одновременно в 1909— 12 обучался пению в Моск. конс. (кл. И. Горди). В 1909 исп. сольную партию в мессе F-dur ф. Шуберта п/у М. Ипполитова-Иванова.

Выступал на оперных сценах Киева (1912—14), Саратова (1914), Петербурга (Нар. дом, 1915—17, антр. А. Аксарина и И. Артемьева), Н. Новгорода (1917), Свердловска (1919 и 1930), Москвы (Большой т-р, 1929, 1932), Ленинграда (конец 1920 — нач. 1930-х гг.). В 1924 вместе с женой гастролировал в Харбине (Китай). Исп. отличалось выразительностью и высокой муз, культурой.

Современники называли С. "сибирским соловьем". Лучшие партии: Владимир Игоревич, Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Индийский гость, Берендей, Моцарт, Ленский, Альмавива ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Фауст ("Фауст"), Надир, Ромео ("Ромео и Джульетта"), Альфред ("Травиата"), Джеральд.

Др. партии: Владимир Дубровский, Вася; Герцог ("Риголетто"). Партнеры: Р. Горская, А. Брагин, Л. Липковская, А. Нежданова, М. Рейзен, М. Риолли-Словцова, Ф. Шаляпин.

Пел п/у М. Голинкина, А, Пазовского.

С. много концертировал по городам СССР (дал ок. 2 000 концертов).

Один из его последних концертов состоялся в 1934 в рабочем районе Кузбасса.

В камерном репертуаре певца были романсы П. Чайковского, С. Рахманинова, Р. Глиэра, старинные романсы и рус. нар. песни. В 1920—28 жил в Красноярске.

Здесь вместе с женой организовал Нар. конс. и "Трудовой оперный коллектив", силами к-рого были поставлены "Русалка" А, Даргомыжского, "Евгений Онегин". "Дубровский", "Царская невеста". "Фауст", "Аида". "Травиата" (в спектаклях участвовали С. как солист и режиссер, его ученики, любители оперного искусства, а также приглашенные Г. Пирогов и В. Касторский).

Талант певца высоко ценили Ф. Шаляпин, Л. Собинов, Н. Обухова, В. Качалов.

В 1928—34 проф. ГИТИСа (Москва).

Записывался на грампластинки (72 произв.) в Петербурге ("Пате", 1912; "Граммофон", 1913, 1914), Москве ("Метрополь", Корона, 1912), Киеве ("Экстрафон", "Артистотипия", 1913). В 1986 в Красноярске проводился Всероссийский фестиваль "Мастера оперы и балета России", посвященный 100-летию со дня рождения певца. Лит.: Sоl. П. И. Словцов // Жизнь искусства. 1928. № 48. С. 11; М. Н. [Муз. обозрение] // Там же. 1929. № 18. С. 14; Кривошея Б. Сибирский соловей // Красноярский рабочий. 1978. 5 февр.; Его же. Живая память//Там же. 1982. 21 апр.; Иофель Е. Сбылась мечта певца // Сов. культура. 1986. 4 ноября.