Смарагд Крыжановский

(в миру Александр) — архиепископ рязанский и зарайский (1796—1863 гг.). Сын священника, род. в 1796 г. в селе Великой Березянке, Таращанского уезда Киевской губернии.

До 1815 г. обучался в дореформенной Киевской академии, а затем для высшего образования поступил в состав III курса С.-Петербургской дух. академии, где в 1819 г. окончил курс со степенью магистра, оставлен бакалавром богословских наук и 29 августа того же года пострижен в монашество с именем Смарагда, 8 сентября рукоположен в иеродиакона и 20 сентября — в иеромонаха.

В С.-Петербургской академии начал преосвященный С. свою педагогическую деятельность, в ней и закончил ее, когда 27 августа 1830 г. был назначен ее ректором; в промежуток же этих 11 лет был в Киевской академии (с 1821 г. инспектором и экстраординарным профессором, и с конца августа 1828 г. ректором), в Киевской семинарии (в 1826—1828 гг. ректором) и в Вифанской семинарии (с мая по август 1828 г. ректором). 2 ноября 1824 г. возведен в сан архимандрита и постепенно настоятельствовал в Киево-Выдубицком, Московском Высокопетровском, Киево-Братском и Пинском Богоявленском монастырях, и присутствовал в киевской и с.-петербургской духовных консисториях.

В 1831 г., 13 сентября, назначен викарием с.-петербургской епархии, епископом ревельским с управлением Троице-Сергиевой пустынью; 20 сентября хиротонисан; в 1833 г., 30 апреля, получил в управление самостоятельную новоучрежденную полоцкую епархию, где пробыл четыре года и оставил по себе память неутомимыми трудами по обращению униатов и вообще по устройству епархии, за что 28 марта 1836 г. возведен в сан архиепископа.

С перемещением 3 июня 1837 г. на могилевскую кафедру, архиепископ С. с особенным вниманием занялся расколом, обозревал раскольничьи монастыри, скиты и часовни в Гомельском уезде и заботился о местных учебных заведениях. 6 апреля 1840 г. он был назначен в Харьков, где избран был в почетные члены местного университета; 31 дек. 1841 г. против желания перемещен в Астрахань, где, по совету митрополита московского Филарета, занялся обращением в христианство калмыков и вообще приведением в надлежащее устройство церквей и духовенства; 12 ноября 1844 г. переведен в Орел, где прослужил почти 14 лет: много здесь он положил забот о церквах и монастырях, по устройству кафедрального соборного храма, но много было здесь и нареканий на него. В 1853 г. вызван был в С.-Петербург для присутствования в Св. Синоде.

В 1858 г., 6 июня, перемещен на рязанскую кафедру.

Во всех управляемых им епархиях состоял вице-президентом местных губернских тюремных комитетов.

В 1860 г. временно заведовал тульскою епархиею.

Скончался 11 ноября 1863 г. Известны два слова арх. С., напечатанные в "Христианском Чтении", письма его к архиепископу херсонскому Иннокентию (Рязанские епархиальные ведомости), к Глушкову и кн. Хованскому (Русский Архив), а также письма митрополита Филарета к нему (Чтен. в общ. любит. дух. просв.). Архив Св. Синода — форм. списки архиереев. — Собр. мнений и отзывов Моск. митр. Филарета, II, 329—330. — Письма его к Антонию, Муравьеву и Высочайшим особам: Чтен. любит., 1870 г., XII—XIII; Рязанские епархиальные ведом., 1876 г., № 6; Харьковские епархиальные ведом., 1869 г., № 2; Христианское Чтение, 1831 г., XL и LXIV; Русский Архив, 1891 г., І—II. Здр. {Половцов} Смарагд Крыжановский (в миру Александр, умер в 1863 г.) — архиепископ рязанский и зарайский.

Был близок с Иннокентием Борисовым, архиеп. херсонским, и вел с ним обширную переписку (напечат.

Н. И. Барсовым в "Рязанских Епарх. Ведомостях"); см. также письма его к И. Ф. Глушкову (1834—35 гг.) в "Русском Архиве" 1891 г. В тех и других есть любопытные исторические детали. {Брокгауз} Смарагд Крыжановский (Александр Петрович) — архиепископ Рязанский и Зарайский.

Родился 9 марта 1796 года в селе Великая Березянка Таращанского уезда Киевской губернии в семье местного священника Петра Михайловича Крыжановского и его жены Анны Васильевны.

Наречен при крещении Александром, в честь одного из воспоминаемых в день его рождения сорока севастийских мучеников.

Семья священника была большая, но обеспеченная.

Воспитывая детей в труде, отец заботился и об их образовании.

В 1805 году Александр поступил в Киевскую духовную семинарию, а затем и в академию, где проучился до третьего курса, затем был отправлен для продолжения образования в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую закончил в 1819 году с присвоением звания магистра богословия (9 августа 1819 года). Как лучший выпускник, он был оставлен в Санкт-Петербургской академии преподавателем богословских наук. 29 августа 1819 года Александр был пострижен в монашество с именем Смарагда в честь одного из сорока севастийских мучеников.

В том же году 8 сентября он был рукоположен во иеродиакона, а 20 сентября — во иеромонаха.

В Санкт-Петербургской духовной академии Смарагд пробыл до 30 июня 1821 года, а затем был переведен инспектором и преподавателем богословия в Киевскую духовную академию, где в 1823 году был утвержден действительным членом академической конференции. 23 февраля 1824 года, по представлению ректора архимандрита Моисея и по ходатайству академической конференции, Комиссия духовных училищ присвоила иеромонаху Смарагду звание профессора с утверждением его членом Комитета духовной цензуры.

Такое продвижение по службе объясняется успешным и быстрым исполнением всех ответственных поручений.

Так, например, при ревизии в 1822 году Волынской, Минской и Черниговской семинарий он произвел всестороннюю и тщательную проверку жизни семинарий и представил обоснованный отчет о своей ревизии.

Видя его усердную работу и бескорыстную службу, Киевский митрополит Евгений (Болховитинов; † 1837) уже в 1823 году ходатайствовал о возведении иеромонаха Смарагда в сан архимандрита.

И это ходатайство было одобрено и принято Комиссией духовных училищ и Святейшим Синодом.

Но в ожидании награды иеромонаху Смарагду пришлось пережить горькое разочарование.

Ему были приписаны противозаконные действия при ревизии им Волынской семинарии.

И хотя вскоре выяснилась несостоятельность обвинений, однако какое-то недоверие к его личности осталось на всю жизнь. 2 ноября 1824 года, после того как иеромонах Смарагд освободился от всех замечаний и надзора, он был возведен в сан архимандрита.

Снова началась обычная деятельность с выполнением ряда важных поручений.

Так, в 1823 году он проводил ревизию Каменец-Подольской семинарии; в 1821—1825 годах состоял членом Комитета по построению академических зданий; в 1825 году исполнял временно должность ректора Киевской семинарии, а в 1826 году был назначен ректором Киевской семинарии.

В декабре того же года архимандрит Смарагд определен настоятелем Киево-Выдубицкого Михайловского монастыря.

Будучи ректором Киевской семинарии, он добился постройки для нее нового здания, заботился о семинарской библиотеке, помогал воспитанникам материально и уделял много внимания религиозному воспитанию учеников.

Во внешнем обращении с учениками ректор был суров и грубоват, но, по свидетельству самих воспитанников, он проявлял такую доброту сердца, какая редко бывает даже у людей, считающихся добрыми. 8 мая 1828 года архимандрит Смарагд был переведен ректором и профессором богословия в Вифанскую семинарию и, кроме того, по желанию Московского митрополита Филарета (Дроздова; 11867, память 19 ноября/2 декабря), был назначен настоятелем Высокопетровского монастыря, а также действительным членом конференции Московской духовной академии и членом внешнего академического правления по Московскому и Казанскому округам. 23 августа 1828 года, несмотря на нежелание местного епархиального начальства, Комиссия духовных училищ назначила архимандрита Смарагда ректором Киевской духовной академии и одновременно настоятелем Киево-Братского монастыря.

Получив ректорство в Киевской академии, архимандрит Смарагд по-прежнему выполнял и ряд других поручений: в 1829 году он ревизовал Киевскую семинарию, а в 1830 году, вторично, Черниговскую и Минскую семинарии. 27 августа 1830 года архимандрит Смарагд был переведен в Санкт-Петербургскую академию ректором и профессором богословия, а также настоятелем Пинского Богоявленского монастыря.

Недолго пришлось управлять архимандриту Смарагду и Санкт-Петербургской академией. 12 сентября 1831 года определением Святейшего Синода он был назначен епископом Ревельским, викарием Санкт-Петербургской епархии.

Хиротония состоялась 20 сентября 1831 года в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

Одновременно новому епископу было передано и управление Троице-Сергиевой пустынью (близ Санкт-Петербурга).

Обязанности его значительно расширились и усложнились, поэтому епископу Смарагду пришлось отказаться от преподавания в академии, а также и от управления Пинским монастырем.

В 1832 году епископ Смарагд был избран действительным членом Санкт-Петербургской духовной академии.

Киевская академия сохранила о своем бывшем ректоре добрую память, и в 1835 году епископ Смарагд был избран почетным членом ее конференции.

Не имея возможности заниматься научно-литературной деятельностью, преосвященный Смарагд никогда не относился к науке с пренебрежением.

Напротив, он заботился об образовании духовенства и везде привлекал просвещенных духовных лиц. В первые годы епископского служения все шло благополучно, хотя на долю викария выпадала лишь исполнительная роль при митрополите Серафиме (Глаголевском; † 1843), однако он за это время завоевал репутацию рассудительного и доброго человека.

Но такая спокойная жизнь продолжалась недолго.

В 1833 году было решено восстановить Полоцкую православную епархию, которая насильственно была отторгнута при образовании в 1596 году унии. Епархия была открыта 30 апреля 1833 года. Архипастырем для новой епархии был определен епископ Смарагд (14 мая 1833 года), соединяющий в себе отличное образование и достаточный опыт в административных делах. На епископа Смарагда была возложена тяжелая, ответственная и почетная обязанность.

Полоцкая паства находилась под влиянием униатов и католиков, поэтому задача епископа сводилась к тому, чтобы отторгнуть униатов, объединить ее и восстановить Православие в епархии.

Новый архипастырь сразу же отнесся с чрезвычайным вниманием к своей трудной миссии.

Еще находясь в Санкт-Петербурге, он начал улаживать необходимые дела по своей епархии.

По прибытии в Полоцк епископ Смарагд призвал всех объединиться, прекратить всякое деление на "ваше" и "наше". Много трудностей пришлось встретить ему на пути присоединения униатов к Православию.

Не хватало священников, в Полоцке не было никакого духовного училища, в храмах была такая бедность, что не представлялось возможным совершать богослужение.

Самому епископу даже не нашлось приличного дома, где бы он мог поселиться.

Делопроизводство вести также было некому, и все, даже простые, бумаги приходилось составлять самому архиерею.

Он выбивался из сил, работал за всех. А помощи ни от кого не поступало.

К тому же одиночество епископа осложнялось тем, что свои люди оказывались врагами, на него и на духовенство постоянно сыпались клеветы.

Полиция, переполненная католиками, всегда старалась действовать против Православия.

Не встречая поддержки и помощи в деле присоединения униатов, епископ со свойственной ему горячностью писал жесткие письма в Санкт-Петербург.

Но его обвиняли за колкие выражения и советовали все делать "по-тиху". Однако его успехи в присоединении униатов признавали необыкновенными, но в то же время выражали опасение излишней торопливостью в решении этого вопроса.

Не находя ни утешения, ни поддержки, ни руководства, епископ Смарагд не впадал в отчаяние, а терпел и являлся примером мужества, энергии и неутомимости.

Работая без отдыха, он и других заставлял трудиться с таким же старанием.

Везде он стремился навести порядок и утвердить законность, искореняя все поползновения ко взяточничеству.

Священников своей епархии он учил заслуживать любовь прихожан бескорыстием, кротким обхождением, немедленным и безвозмездным исполнением треб. Улучшая быт священства, епископ Смарагд старался и об умножении и благоустройстве православных церквей.

Всех приезжающих в епархию священников епископ встречал с теплым радушием, утешал и ободрял на чужбине, старался сплотить в одну семью, прилагал все силы к их материальному обеспечению.

Для подготовки кандидатов к пастырству, епископ Смарагд уделял внимание улучшению школьного дела. При нем было создано в Полоцке уездное училище, а в дальнейшем он планировал открыть семинарию.

Так преосвященный Смарагд вел работу по укреплению Православия в епархии.

В деле присоединения униатов к Православию он вел политику частичных присоединений, не рассчитывая сразу на всецелое присоединение.

Для достижения намеченной цели он приспосабливался к любым обстоятельствам, не жертвуя, однако, своими принципами по существу, а везде и всегда стремился к распространению и ограждению Православия, где только ему грозила опасность.

Все эти меры имели свои положительные результаты.

В 1833—1834 годах было присоединено 80 289 униатов, а в 1835 году — 28 057 униатов.

Чтобы добиться таких успехов при небольшом количестве помощников, нужен был именно такой энергичный епископ, каким был Смарагд.

Хотя еще не все вновь обращенные с полным сознанием приняли Православие, но важен был тот факт, что они отошли от униатства.

Теперь задача заключалась в том, чтобы укрепить их в Православии.

К этому были направлены все силы преосвященного Смарагда.

Можно сказать, что полоцкий период был наиболее важным в жизни епископа Смарагда.

Он твердо основал здесь православно-русскую кафедру, и в этом отношении его заслуги были бесспорны.

По вопросу воссоединения униатов существовало глубокое разногласие между епископом Смарагдом и митрополитом Иосифом (Семашко; † 1868), который предлагал постепенно подготовить переход всей унии в Православие.

Епископ Смарагд не отрицал этих планов, а практически старался производить частичные присоединения.

На этой почве и''возникли разногласия между двумя иерархами.

Все это привело к тому, что епископа Смарагда было решено устранить от управления Полоцкой епархией. 15 июня 1836 года преосвященный Смарагд был возведен в сан архиепископа, а через год, 5 июня 1837 года, переведен в Могилев.

С тяжелым чувством огорчения покидал он Полоцкую епархию, оставляя о себе здесь светлую память.

Но вскоре и Могилевская епархия стала родной для архиепископа Смарагда.

Первым делом по прибытии в епархию архиепископ Смарагд установил церковное поминовение всех почивших могилевских святителей и тем самым приобрел симпатии паствы.

Его полюбили не только православные, но и католики.

Усердно способствовал архиепископ Смарагд православному увенчанию униатского дела и в 1839 году предложил все дела о лицах, совращенных из Православия, считать законченными.

Теперь владыка прилагал все силы к тому, чтобы утвердить желанное братолюбие с воссоединенным священством и народом, поощряя добрую ревность между новоправославными приходами.

Придавая большое значение воссоединению униатов, архиепископ Смарагд сам следил за всеми подробностями присоединения, вникая во все до мелочей.

Он внушал священникам, чтобы не ограничивались только формальным присоединением, а требовали от присоединившихся исповеди и приобщения у православного священника, тем самым укрепляя их в Православии и ограждая от католиков и раскола, который в то время имел место в Могилевской епархии.

Для этого архиепископу требовались ревностные и просвещенные пастыри, которых не хватало.

Преосвященный хотел, чтобы пастырское служение совершалось по добровольному усердию со стороны духовенства и при добром участии паствы.

Немало заботился архиепископ Смарагд и о созидании церквей, которых было недостаточно в епархии.

Предметом его попечений были и духовные учебные заведения епархии. 6 апреля 1840 года последовало новое назначение архиепископа Смарагда—в Харьков, а 31 декабря 1841 года, по неизвестным причинам, — в Астрахань.

Это назначение очень его огорчило, он даже предполагал уйти на покой, но, повинуясь воле Божией, отправился на новое место назначения.

Трудная епархия досталась в управление архиепископу Смарагду.

Все делопроизводство было запущено, административного порядка не было, дисциплина расшатана, — одним словом, Астраханская епархия находилась в полном расстройстве.

Но архиепископ Смарагд быстро разобрался со всеми запущенными канцелярскими делами и привел в порядок церковное управление, не стесняясь устранять непригодных людей, а нужных привлекать к себе даже из других городов.

В целях наведения порядка он объезжал епархию, лично проверял знание молитв прихожанами, ввиду недостатка церквей в епархии осуществлял церковное строительство, призывая богатых людей к пожертвованию на храмы. Благоукрасил кафедральный собор Астрахани и другие храмы. Поднял авторитет духовенства пред гражданской властью и народом.

Проявил особое попечение о сиротах и угнетенных.

Преследовал взяточничество, не терпел сутяг и ябедников, доносы никогда не принимал без проверки.

Одной из новых забот в этот период для архиепископа Смарагда было обращение калмыков к Православию.

В этом деле он следовал призыву Московского митрополита Филарета.

Хотя эта миссия не обещала значительных успехов, но архиепископ Смарагд взялся за это дело с присущей ему энергией и, несмотря на все затруднения, имел некоторый успех. Таким образом, архиепископ Смарагд выполнил возложенную на него задачу по благоустройству епархии.

Он учил больше делом и своим собственным примером и тем самым оставил о себе в Астрахани добрую память во всех слоях общества. "Милостивый Смарагд" — вот имя его в Могилеве и Астрахани.

За годы, проведенные в Астрахани, на его деятельность не было ни одного нарекания.

Строгим и справедливым характеризовали его в Астрахани.

Сам он очень привык к этой епархии, ее духовенству и пастве.

Но жаркий, тяжелый для его здоровья климат вынудил архиепископа просить о перемещении его в другую епархию, и 12 ноября 1844 года он был назначен в Орел. Орловская епархия оказалась очень по душе архиепископу Смарагду, здесь и климат был подходящий для его здоровья.

О нем в этой епархии сложилось мнение как о хорошем администраторе, со вниманием и тщательностью вникавшем во все дела. Во избежание излишнего сутяжничества архиепископ некоторые вопросы решал самостоятельно без консистории, но при этом никогда не преступал своих прав и не брался никогда решать то, чего сам лично не знал. В Орле, как и в Астрахани, архиепископ Смарагд занимался благоустройством, восстановлением и строительством новых церквей, причем очень много делал на средства благотворителей.

В свой кафедральный город он по-прежнему старался подбирать хорошее, грамотное духовенство, занимался устроением монашеской жизни в епархии.

При архиепископе Смарагде учреждена вновь в 1851 году Волховская Богородично-Всехсвятская женская община.

За энергичность в делах архиепископа Смарагда ценили в высших церковных кругах.

В 1853 году он был вызван на годичную сессию в Святейший Синод. Уделяя много внимания Орловской епархии, архиепископ Смарагд надеялся находиться здесь до конца своих дней. Но этой надежде не суждено было сбыться.

Недоброжелатели архиепископа Смарагда всячески стремились опорочить его. Из Орла стали усиленно распространяться слухи о лихоимстве архиепископа Смарагда.

Причем рассказывались случаи один фантастичнее другого.

Например, будто архиепископ не принимал ни одного прошения без вложенных в него кредиток, возвращая со словами: "Прошение без нумера" и другое подобное этому. Но были и другие свидетельства.

Архимандрит Иерофей (Домницкий), который служил при архиепископе Смарагде более двадцати лет (до дня отъезда владыки в Рязань), отмечал, что владыка не имел пристрастия ни к чему земному.

Единственно, что было дорого ему, — это книги, но ввиду того, что ему часто приходилось переезжать, он раздал и свои книги: часть Могилевской семинарии, а часть оставил в Харькове.

Но в Орловский период жизни архиепископ Смарагд стал больше уделять внимания своему личному благосостоянию, чувствуя приближение старости и зная, как тяжело бывает архипастырю, находящемуся на покое. Этим своекорыстно начали злоупотреблять окружающие, действуя якобы от имени архиепископа.

Это явление усугубило нарекания на архиепископа Смарагда и предопределило перевод его из Орловской епархии.

Непосредственным же поводом для перевода архиепископа Смарагда из Орла явилась история со священником Семовым, которого защищал архиепископ Смарагд.

По вмешательству из Санкт-Петербурга эта история превратилась в злостную тяжбу сельского иерея со своим архиепископом, который оказался под следствием даже у своего духовенства.

Так незначительное дело превратилось в скандальную историю, которая вышла за пределы Орловской епархии.

Ответственные лица, не разобравшись до конца, постарались отстранить архиепископа Смарагда от управления Орловской епархией. 5 июня 1858 года архиепископ Смарагд был перемещен в Рязанскую епархию.

С тяжелым чувством покидал преосвященный Смарагд Орел. Простившись с орловской паствой, он незаметно выехал из города окольным путем вброд через реку Оку. Духовенство Орловской епархии сохранило о нем память как об архипастыре добром и мудром.

Рязанская кафедра была последней в жизни архиепископа Смарагда.

Гонимый клеветами и недоброжелательством, он вынужден был не по своей воле много странствовать.

Здоровье его пошатнулось, и тогда он стал думать об уходе на покой, но, зная бедственное положение архиереев "на покое", когда они всем в тягость, архиепископ до конца дней своих, несмотря на болезнь, оставался на кафедре.

В Рязанской епархии архиепископ Смарагд также уделял большое внимание церковному строительству.

Рязанская паства благодарна своему архипастырю за устройство церкви в честь благоверного рязанского мученика Романа, пострадавшего в Орде, которому в епархии не было ни одного храма. Вообще церковное благоустройство и строительство было главной его заботой.

В Рязани архиепископ Смарагд почувствовал, что силы его уже надломлены, он часто стал говорить о своей близкой кончине.

После ревматизма он заболел водянкой, но не слег в постель, а проводил последние дни в кресле. "Умер на ногах" 11 ноября 1863 года, после 32-летнего архиерейского служения, всего прожив 67 лет. На отпевание своего архипастыря собралось почти четверть жителей Рязани.

Тело архиепископа Смарагда, по его завещанию, было погребено в Архангельском соборе.

Из чувства уважения к своему почившему архипастырю в городе на девять дней были прекращены все общественные и увеселительные мероприятия и устроены всеобщие поминки.

В заключение биографии архиепископа Смарагда можно сказать, что это был человек, отличавшийся своеобразным характером.

Он был энергичен, строг, резок в суждениях, иногда грубоват, но, с другой стороны, — добр, заботлив и внимателен к людям. Мнения о нем современников были самые противоречивые.

Причем отрицательное мнение о характере архиепископа Смарагда всегда преобладало, так как в защиту его говорить нельзя было, ругать же позволялось всем и сколько угодно.

Даже митрополит Московский Филарет, судя по оставшемуся после смерти архиепископа Смарагда наследству, склонен был верить всему говорившемуся о нем. Профессор Санкт-Петербургской духовной академии Н.Н. Глубоковский в книге, посвященной жизни и деятельности архиепископа Смарагда, писал: "Его жизнь оказалась страннической, и Смарагд с одним жезлом прошел шесть епархий "без малейшего в том участия своей воли", но при связанных с переводами муках и преследованиях, которые сделали его жизненный путь невыразимо тяжким крестоношением, а его самого — великим страдальцем, хотя он до конца остался твердым камнем, не колебавшимся от бурь". Архиепископ Смарагд и при жизни был "облагаем судом человеческим", и во "гроб лег, повитый тем же колючим тернием мнений людских". Однако, несмотря на ряд недостатков, которые были присущи архиепископу Смарагду, его можно назвать выдающимся русским иерархом середины XIX века, "горевшим огнем архипастырской ревности". Труды: Два письма к Белюгову Александру Ивановичу // Христианское чтение. — СПб., 1909, октябрь, с. 1371—1373. Письма к И.Ф. Глушкову (1834—1835 гг.) // Русский архив. — М., 1891. — Кн. 1, № 3, с. 373—384. Письма к князю Н.Н. Хованскому, генерал-губернатору Смоленскому, Витебскому и Могилевскому (1833—1835 гг.) // Русский архив. — М., 1891. — Кн. 2, № 8, с. 427—440. Письма к архиепископу Херсонскому Иннокентию // Рязанские епархиальные ведомости.

Литература: Глубоковский Н. Н. Высокопреосвященный Смарагд (Крыжановский), архиепископ Рязанский, († 1863, XI, 11): его жизнь и деятельность. — СПб., 1914. Глубоковский Н. Н. Родословие Смарагда (Крыжановского), архиепископа Рязанского. — М., 1910. Глубоковский Н. Н. Письма Смарагда (Крыжановского), архиепископа Рязанского к Пелагее Васильевне Шеншиной 1859—1860 гг. Глубоковский Н. Н. Письма архиепископа Смарагда (Крыжановского) к архимандриту Иерофею (Добрицкому) из Орла, Санкт-Петербурга и Рязани (1847—1863) // Христианское чтение.— СПб., 1912, январь, с. 964—986. Глубоковский Н. Н. Из переписки архиепископа Рязанского Смарагда (Крыжановского). — М., 1913. Никанор (Бровкович), архиепископ.

Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. — Одесса, 1913. — Т. 1, с. 67—81, 88, 202—203, 208, 222, 228, 229, 233—252. Савва (Тихомиров), архиепископ.

Хроника моей жизни: в 9 т. — Сергиев Посад, 1897—1911. — Т. 3, с. 33, 389,493,507, прим. 1, 508,510,515, прим. 2; т. 4, с. 337, 500, 723, 777, 820, 821; т. 5, с. 56, 763; т. 6, с. 390. Родосский.

А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814—1869 гг. — СПб., 1907, с. XV, 448, 449. Лесков Н. С. Мелочи архиерейской жизни // Собрание сочинений: в 11 т. — М., Гослитиздат, 1956—1958. — Т. 6, с. 400—408, 414—418. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам: в 5 т. — СПб., 1885—1888. — Т. 2, с. 329—330. Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию (1831 — 1867 гг.): в 4 ч. — М., 1877—1884. — Ч. 4, с. 411. Письма митрополита Московского Филарета к А. Н. Муравьеву. — Киев, 1869, с. 612. Письма митрополита Филарета Московского к высочайшим особам и разным другим лицам, собранные и изданные Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским. — Тверь, 1888, 2, с. 205 и прим. 2, 210, 222. Письма митрополита Московского Филарета к архиепископу Смарагду (Крыжановскому) // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. — М., 1870. — Кн. 12, с. 28—43; кн. 13, с. 32—48. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814—1914 г. — М., 1914, с. 17, 38. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 20, 24, 174, 267, 312, 417, 495, 499, 541, 905, 965. Рязанские епархиальные ведомости. — 1876, №6. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 271. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1395, 1405,1407, 1409, 1411, 1416. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 300. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 271. Историко-статистическое описание Харьковской епархии [Филарет (Гумилевский)]: в 5 отд. — М., 1852—1858. — Отд. 1, с. 27. Православный собеседник. — Казань, 1915, январь, с. 18. — 1916, январь, с. 364—365. Прибавления к "Церковным ведомостям". — СПб., 1889, № 17, с. 457. Церковный вестник. — СПб., 1891, № 25, с. 392; № 45, с. 712. Исторический вестник. — СПб., 1889, август, с. 446—447. Русская старина. — СПб., 1874, февраль, с. 210. — 1878, февраль, с. 198; май, с. 191. — 1880, июнь, с. 227—228. — 1883, август, с. 421—429. — 1885, июль, с. 168. Христианское чтение. — СПб., 1872, апрель, с. 698. Письма митрополита Филарета к С. Д. Нечаеву // Русский архив. — М., 1893. — Кн. 1, с. 131, 215, 217. Записки графа М. Д. Бутурлина // Русский архив. — М., 1898. — Кн. 3, с. 162. Русский архив. — М., 1899. — Кн. 2, № 6, с. 218. — 1900. — Кн. 3, № 11, с. 428. — 1904. — Кн. 2, № 6, с. 292. Лебедев А. Архиепископ Иаков Вечерков // Русский архив. — М., 1916. — Кн. 1, с. 191. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 2, с. 107. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 1, с. 259; т. 2, с. 1582, 1708, 1836, 1974, 2078, 2271. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 30 (кн. 60), с. 492. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 18, с. 645—646. Краткие сведения о Харьковских иерархах // Харьковские епархиальные ведомости. — 1869, № 2, с. 89—90. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 31, 36, 53, 55, 66, 71, 78. Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700— 1917 // Макарий (Булгаков), митрополит.

История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 8, ч. 2, с. 224, 336—339, 479. Смарагд Крыжановский архиеписк. рязанск. и зарайский; хирот. 20 сент. 1831 г.; † 11 нояб. 1863 г. {Половцов}