Смирнов Дмитрий Алексеевич

[7(19). 11.1882, Москва — 27.4.1944, Рига] — арт. оперы (лирико-драм. тенор), камерный певец. Род. в семье инженера.

В 1900 окончил Моск. высшее техническое уч-ще. В студенческие годы пел в церковном хоре. С 18 лет брал уроки пения у К. Кржижановского и О. Пусковой, позднее обучался пению в Моск. муз.-драм. уч-ще (кл. А. Додонова), с 1903 — у Э. Павловской, на протяжении многих лет пользовался ее советами.

Впервые выступил на оперной сцене, когда ему было ок. 20 лет, в партии Ленского в спектакле Частных классов М. А. Раньери-Горбовского.

На профессиональной сцене дебютировал в 1903 на премьере оперы "Каморра" в партии Джиджи (т-р "Эрмитаж", Товарищество артистов Моск. частной оперы, антр. С. Мамонтова).

В этой труппе выступал полгода в 13 партиях.

В 1904 — 05 и 1906— 19 солист моск. Большого т-ра (дебютировал 26 апр. в партии Синодала).

Летом 1904 гастролировал в Кисловодске (антр. В. Форкатти), где выступал в ансамбле с И. Тартаковым и Ф. Шаляпиным.

В 1905 совершенствовался в вокальном искусстве в Париже (позднее здесь же в период своих гастролей консультировался у Л. Эскалаиса) и Милане (партию Тамино и ряд др. подготовил с В. Ванцо). 24 окт. 1907 дебютировал в партии Герцога ("Риголетто") в петерб.

Мариинском т-ре, на сцене к-рого выступал до 1920. Гастролировал в Петербурге (1907, 1909), Кіеве (1911, 1914, 1917), Н. Новгороде (1911), Кисловодске (1911), Харькове (1913), Баку и Тифлисе (1915, 1916), в городах Сибири и Дальнего Востока (1916), и за границей — в Париже (1907—09, "Рус. сезоны за границей" С.Дягилева; 1912, т-р "Гранд-Опера"), Берлине, Монте-Карло (т-р "Казино", 1908, 1910), Нью-Йорке (1910, 1912, т-р "Метрополитен-опера"), Лондоне (1914, т-р "Друри-Лейн"; дебютировал в партии Левко — "Майская ночь"), Милане, Брюсселе, Люцерне, Буэнос-Айресе, Бостоне, Монтевидео, Риме, Мадриде.

В 1920 уехал из России (выступал в Европе и Америке).

В 1926—30 ежегодно вместе с женой Л, Мальцевой приезжал на гастроли в СССР (Москва, Ленинград, Киев. Тбилиси.

Свердловск, Баку, Одесса и др. города), где пел в операх и концертах.

В 1930-х гг. выступал в Париже и Бухаресте.

В 1935—37 жил в Лондоне, где вел конц. деят-сть. В 1937—39 жил в Таллинне, затем в Риге, где в 1940-41 пел в оперном т-ре, а также выступал в концертах и записывался на грампластинки.

Обладал звучным, ровным, подвижным (особенно в верхнем регистре) голосом широкого диапазона (до верхнего ре-бемоль).

Владел совершенной филировкой (особенно высоких нот). Исп. отличалось артистизмом и актер, темпераментом.

Голос С. сравнивали с голосом Дж. Ансельми, а изящество исп. манеры — с Э.Карузо Один из современников писал: "Это был певец итальянской школы. Хотя артист пел на русском языке с чисто русским произношением, он казался иностранцем на русской сцене... Учиться пению у него было нельзя, как нельзя учиться у певчей птицы. Казалось, что он и сам никогда не учился, а просто раскрыл рот и запел, да так, что к его пению стал прислушиваться мир"*. "Это был прекрасный певец и артист... У Смирнова был громадный диапазон и исключительное большое дыхание.

Он обладал замечательно красивыми высокими нотами, которые умел искусно филировать" (А. Нежданова)**. Обширный репертуар певца включал разнохарактерные партии. 1-й исп. партий: Джиджи ("Каморра"), Данте ("Франческа да Римини" С. Рахманинова); в Большом т-ре — Индийского гостя ("Садко"), Левко ("Майская ночь"); в Мариинском т-ре — Петро ("Пан Сотник"); в Монте-Карло — Князя ("Русалка" А. Даргомыжского, 29 марта 1909). Лучшие партии: Самозванец, Ленский, Герман ("Пиковая дама"). Герцог ("Риголетто", в этой партии выступил 923 раза), Фауст ("Фауст"), Хозе ("Кармен"), Ромео ("Ромео и Джульетта"), Кавалер де Грие ("Манон"), Вертер, Надир, Рауль. Рудольф ("Богема"). Др. партии: Баян, Вагоа, Владимир Дубровский, Синодал;

Альмавива ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Фауст ("Мефистофель"), Джеральд, Йонтек.

Партнеры: П. Амато, А. Больска, А. Дидур, Н. Ермоленко-Южина, Л. Липковская, Ф. Литвин, А. Мозжухин, И. Тартаков, Дж, Фаррар, Ф, Шаляпин.

Пел л/у Ф. Блуменфельда, Г Казаченко, Э. Купера, С. Кусевицкого, Д. Похитонова, С. Рахманинова, В. Сука, Т. Серафина, А. Тосканини.

С. часто концертировал с исп. оперных арий, романсов рус. композиторов (в т. ч, П. Чайковского, Рахманинова, А, Гречанинова) и рус. нар. песен. С 1904 пел в Первом моск. вокальном квартете (вместе с Е. Збруевой, Н. Салиной, В. Петровым); участвовал в вокальном квартете вместе с Э. Карузо, Т. Руффо и Ф. Шаляпиным.

Композитор С. Кашеваров посвятил певцу романс "Последние листья" (1911). 1-й исп. поэмы "Зимний путь" С. Василенко (24 июня 1906, Кисловодск).

Записывался на грампластинки (58 произв.) в Петербурге ("Граммофон", 1909—14), Москве (1909, 1910), Париже ("Граммофон", 1912) и Риге. Оставив сцену, певец вел пед. деят-сть в Афинской конс., с 1939 — в Риге. Среди учеников — М. Александрович.

Лит.: Волжина Н, Л. Собинов и Д. Смирнов // Жизнь искусства. 1929. № 2. С. 18; Шкафер В. П. Сорок лет на сцене русской оперы: Воспоминания. 1890—1930. —Л., 1936. С. 254; Салина Н. В. Жизнь и сцена: Воспоминания.— Л.; М., 1941. С. 164; Нежданова А. В.** Русские певцы // Василий Родионович Петров: Сб. статей и материалов под ред. И. Бэлза. — М., 1953. С. 117; Шилов А. Дмитрий Смирнов // Сов. музыка. 1960. № 10: Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 238— 239; Бронштейн С.* Герои одного мгновения: Воспоминания зрителя. — М., 1964. С. 37—38; Ш у -маков Ю. Великий русский вокалист// Волга. 1967. № 1. С. 185—191; Квалиашвили М. Г. По трудному пути: Воспоминания, — Тбилиси, 1969. С. 36—38; Кравейшвили Б. Незабываемое: Записки певца. — Тбилиси, 1970. С. 35—36; Лемешев С. Путь к искусству. — 2-е изд. — М., 1974. С. 167—171; Перепелкин Ю. Гордость русской оперы // Веч Ленинград. 1975. № 190; Его же. Русский мастер бельканто // Мелодия. 1985. № 3.