Соколов Нахум

(???) — видный писатель и общественный деятель, родился в 1859 г. в Вышегроде (Плоцкой губ.), в ортодоксальной родовитой семье. Образование получил всестороннее, преимущественно в области умозрительных наук; богато одаренный, обладая феноменальной памятью, С. легко усвоил большинство западноевропейских языков.

Публицистическую свою деятельность С. начал чуть ли не с пятнадцатилетнего возраста; его перевод руководства по физической географии "Mezuke Erez" напечатан в 1877 г.; в то же время он поместил ряд статей в "Romero Literatur-Zeitung", в "Allgemeine Zeitung des Judenthums" и "Arch. Israelite" и статьи на злободневные вопросы в "?????", под общим заглавием "??????? ?????", в "????" и др. Эти первые пробы пера зарекомендовали автора как знатока еврейского языка. Деятельность С. расширяется, когда он становится постоянным сотрудником (1879 г.), а затем и редактором "Гацефиры". Появившиеся под общим заглавием "Гацофе ле-бет Исроэль" статьи С., посвященные злободневным вопросам еврейской общественности, произвели сенсацию.

В лице С. на столбцах еврейской прессы впервые выступил публицист европейского масштаба, остроумный, блестящий, обладавший в то же время умением приспособляться к вкусам своей аудитории.

Его политическими обзорами ("????? ????") зачитывались как "маскилим", так и люди старого закала, и имя С. (??) сразу приобрело исключительную популярность.

Продолжительные поездки по Западной Европе и знакомство с крупными общественными деятелями обогатили его знания и расширили горизонт его мировоззрения.

Отличаясь энергией и трудоспособностью, С. проявил свое дарование в самых разнообразных отраслях литературы.

Кроме публицистических статей, составляющих сотни печатных листов, С. написал огромное количество фельетонов, путевых набросков, критических очерков, рассказов; он делал также попытки в области научных исследований (Sineat olam le-Am olam, 1882) и исторического романа ("Neure ha-Nescher"). С. является творцом литературно-критических essay в еврейской литературе.

Особенно ярко проявляется талант С. в фельетонах — по типу французских causeries ("Мишабос лешабос"). Скептик-рационалист по складу своего ума, С. долго не примыкал ни к одному из общественных течений, охвативших еврейство в 80—90 гг. Лишь после появления Герцля он примкнул к политическому сионизму позднейшей формации, так наз. синтетическому, в котором он и поныне (1912) занимает руководящее место. Сионизму он посвятил за последнее десятилетие большинство своих публицистических трудов в "Гацефире", "Гаоламе", "Welt", "Рассвете" и мн. др. Этой же проблеме посвящены его книги "Le-maranan we-Rabanan" (1900) и "Tochen ha-Zijonot" (1912). Сионизм как бы несколько поборол врожденный скептицизм С. и придал многим его фельетонам и очеркам романтический оттенок; часто он доходит также до лирического пафоса (фельетоны "Luchot we-schibre Luchot"). С. один из наиболее блестящих еврейских стилистов; под его пером древний язык превращается в живой, гибкий, полный грации и блеска.

С. писал также и на жаргоне; в издававшейся им в 1905—06 гг. газете "Дер Телеграф" он печатал фельетоны (????? ????? ????, ???) и остроумные очерки.

В ежегодниках "Гаасиф" и "Сефер га-Шана" С. сумел сгруппировать лучшие литературные силы. С. издал также еврейский перевод истории литературы Карпелеса и биографический словарь евр. писателей "Sefer Zikkaron" (1888). С. пишет также и на других языках и долгое время руководил польским "Israelita", пока обострившийся антагонизм между ним и польскими ассимиляторами не заставил его порвать с этой газетой.

Ныне (1912) С. состоит редактором "Гацефиры" (уже 33 года), руководителем культурной и политической работы в сионизме, членом малого Actions-Comite, являясь одним из самых популярных общественных деятелей среди русского еврейства.

В 1904 г. в ознаменование 25-летней литературной деятельности С. был издан юбилейный сборник "Sefer ha-Jobel" и том избранных его сочинений (Ketabim nibcharim). Ср.: E. Brainin, Achiassaf, X, 520—529; M. Berditschewsky, Boerew, 37—51; J. E., XI, 429; W. Zeitlin, BHP., 373; С. Цинберг, Восх., 1904, V, 318—20; id., Judische Welt, 1912, II, 70—74; Sefer ha-Jobel schel ha Zefirah (1912). H. Сыркин. {Евр. энц.}