Соколов Николай Иванович (гравер)

(N. Sokolof); гравер резцом и пунктиром; ученик Академии художеств (Скородумова); академик гравирования и учитель А. Осипова (очерки Тромонина.

М., 1839. 107). Вместе с этим последним устроил в Москве y Бекетова целую школу, хотя и плохих, но весьма полезных портретных граверов.

Много гравировал для Бекетовских изданий.

Его работы: 1. Святая Мария Магдалина, копия с гравюры Еделинка (с ориг. Лебрена); это портрет известной красавицы Лавальер: "Мария пышный блеск... отверзла. | Г. учен. 5-го воз. Н: Соколов". Гравировано резцом.

Доска в Акад. худож. (отпечатки прод. по 1 p.); — 2. В. кн. Александра Павловна, в ? листа (упоминается в заметке П.П. Бекетова, Русск. Архив 1893, 303); это может быть № 213 моего Подробного словаря портретов; — 3. В. кн. Александр Павлович (1797), с оригин.

Лампи; — 4. Он же, еще раз с Лампи; — 5. Он же в профиль; 1796 г.; — 6. Гр. Ф.М. Апраксин; — 7. П.П. Бекетов; — 8. Баян; — 9. Он же; последняя доска гравера (заметка П.П. Бекетова); — 10. Вейсман; — 11. Гавриил; — 12. П.И. Голенищев-Кутузов; — 13. Н.Ф. Головин (заметка П.П. Бекетова); — 14. и 15. Гр. Ф.А. Головин, два портрета с медалей (1-я: "Гра. Н: Соко"; 2-я: "Гр... Н: Соколов"); — 16. Дамаскин; — 17. П.Г. Демидов; — 18. Дмитриев; — 19. Екатерина II, в профиль; — 20. Елизавета Алексеевна (1794 г.); — 21. Емельянов; — 22. Зотов; — 23. Иосиф Аргутинский-Долгоруков (№ 5?), заметка П.П. Бекетова; — 24. А. Кантемир; — 25. Карамзин; — 26. Сергей Алексеевич Кожин (в заметке П.П. Бекетова показан: Ал. Ник. Кожин); — 27. Ломоносов; — 28. И.В. Лопухин; — 29. Гр. А.И. Мусин-Пушкин; — 30. Нелединский-Мелецкий; — 31. Нестор; — 32. Петр I (1796), копия с гравюры Шрейера, с его жизнеописанием; — 33. Такой же, 8°; — 34. Митрополит Платон; — 35. Потемкин; — 36. Рычков; — 37. Симеон Полоцкий; — 38. Суворов (1799), с гравюры Нейдля; — 39. Он же, с медали Лейбрехта (1794); — 40. Тредьяковский; — 41. Херасков; — 42. "Усмирение раскольничьяго бунта Петром I: Рисовал Н: Синявский — Грав. Н. Соколов. | История петра великаго... Москва 1805-го года | Старанием и иждивением Василия Окорокова.

С русским и французским текстом". Огромная гравюра в длину. 43. Повторение той же картины в меньшем размере (12.11 x 18.8): "История Петра Великаго... Грав. Н. Соколов". 44. Стефан епископ Пермский — с иконой в руке; поясное изображение, грав. пунктиром; внизу стихи: "Равно-Апостольный изображен... Гра. Н. Соколов". 4.6? х 4.4. 45. "Вид Ивана Великаго от Грановитой Палаты... Божиею милостию... Руссии". Двухлистовая лубочная картинка. 46—57. 12 досок, гравированных пунктиром к книге: "Картина историческая и политическая Новой Греции.

Изданная Сергеем Глинкою, с двенадцатью гравированными портретами — в Москве y Книгопродавца Василия Логинова на Никольской улице 1829", 8°. На этом гравированном листе виньетка.

Портреты следующие: 1. Каподистрия, с подписью: "Соколов"; остальные без его имени; но все его работы, с рисунков Boggi: 2. Нотис Ботцарий; 3. Бубулина; 4. Ипсиланти; 5. Маврокордато; 6. Ибрагим-паша; 7. Сактури; 8. Канарис; 9. Миавли; 10. Решит-паша; 11. М. Ботцарис; 12. Колокатрони. 57а. Лизин пруд, с видом Симонова монастыря вдали; гравир. пунктиром и резцом; внизу подпись: "Рисовал и Гравирова.

Н. Соколов. | В нескольких саженях от Стен Симонова Монастыря, по кожуховской дороге, есть старин-| ной пруд окруженный деревами.

Пылкое воображение читателей видит утопающую в нем бед- | ную Лизу: и на каждом почти из оных дерев, любопытные посетители, на разных языках, | изобразили чувство своего сострадания к нещастной красавице и уважения к Сочинителю ее | повести.

Наприм: на одном дереве вырезано: | В струях сих бедная скончала Лиза дни; | Коль ты чувствителен прохожий! воздохни.

На другом, нежная может быть рука начертала: | Любезному Карамзину! В изгибах сердца — сокровенных, Я соплету тебе Венец: Нежнейше чувствия души тобой плененных... (многова нельзя разобрать, стерлось). | Сей Памятник чувствительности, здесь изображается, иждивением и вымыслом одного ея любителя. 1796. Г.". 5.5? х 5.4?. 58. Утка на речке: "Muller pinxit — N. So~ koloff. Sculpsit". 4.10 х 7.6*. 59. Четыре смерти мчатся с писателем в ад. Внизу вирши: "И прежде сих врагов... в тоть Светь. Н.С." — 6.6 х 9.3* (вся доска). 60—74. 15 модных картинок с подписью: "к № 40 Лит. Приб. к Р. И. | 1821 года Г. Соколов"; — "к № 4 Лиш. Приб. к Р. И. | В Париже 12 декабря н. с. Гр. Соколов"; та же подпись на №№ 10, 28, 29, 70, 74, 78, 81, 87, 90, 93 и 100. 75. Гравир. заглавный лист: "Плоды меланхолии, | питательные | для чувствительного сердца.

Часть I. М. 1796". И картинки с подписью: "Степь — жизнь; змей — грех;... Гр. Н. Соколов". 76. Картинка для книги в 8°: "Королева Бланш подает на | ставление своему сыну Грав. Н. Соколов". В заметке П.П. Бекетова (Русский Архив 1893. 303) упоминаются еще: 77. Фронтиспис при дифирамбе Делиля на бессмертие души, перевод Палицына, в ? листа. 78—107. 30 досок и 2 виньета к книге: "Историческое описание древнего российского музея под названием мастерской и оружейной палаты в Москве.

Часть 1-я (2-я не издана)... 1807"; в большой лист. Все доски, замечает Бекетов, гравированы или им самим или под его смотрением; все они разных форматов.

Смерть не дозволила ему окончить всего издания. {Ровинский}