Сокольский Матиас Маркович

(наст. фамилия — Гринберг), род. 16 сент. 1896 в Умани Киевской губ., ум. 6 февр. 1977 в Москве.

Музыковед.

В 1921 окончил Киевскую конс. по кл. ф-п. М. П. Домбровского (занимался также у Г. Г. Нейгауза, по композиции — у Р. М. Глиэра).

В 1922 выступал как пианист, преподавал в Киевской конс. В 1924—1925 концертмейстер Оперной студии К. С. Станиславского в Москве.

В 1928 отв. редактор журн. "Музыка и революция". В 1931 гл. инспектор музыки Главискусства Наркомпроса РСФСР. В 1920—1930 зав. отделом музыки радиостанции ВЦСПС, муз. консультант Моск. упр. по контролю за зрелищами и репертуаром.

В 1932—1938 зав. отделом музыки газ. "Сов. искусство". Автор статей о рус. и сов. музыке, концертных и театр. рецензий, в т. ч. "Сергей Прокофьев" (Музыка и революция, 1926, № 2), "Дмитрий Шостакович" (там же, 1926, № 11), "Владимир Софроницкий и Генрих Нейгауз" (там же, 1926, № 12), "Байка про лису" И. Стравинского" (там же, 1927, № 3), "Музыкальная олимпиада. "Воццек" (там же, 1927, № 7—8), "Любовь к трем апельсинам" (Жизнь искусства, 1927, № 23), "Оперная система Станиславского" (там же, 1927, № 42), "Ленин и музыка" (Музыка и революция, 1928, № 1), "Внимание музыкальной работе в Красной Армии" (там же, 1928, № 2), "Комедианты" в Большом театре" (Пролетарский музыкант, 1931, № 5), "Непреодоленные соблазны.

Авторский концерт Шостаковича" (Сов. искусство, 1933, № 18), "Катерина Измайлова" (Театр и драматургия, 1934, № 5), "Симфония Тихона Хренникова" (Сов. искусство, 1935, № 48), "Секрет успеха" ("Тихий Дон" И. Дзержинского; там же, 1936, № 4), "Отто Клемперер" (там же, 1936, № 26), "Пиковая дама" в ГАБТ" (там же, 1936, № 48), "Руслан и Людмила" (постановка в Большом театре; там же, 1937, № 18), "Елена Кругликова" (там же, 1937, № 30), "Щорс" (опера Б. Лятошинского, В. Рыбальченко, В. Йориша; там же, 1937, № 44), "Любимый актер" (Л. Собинов; там же, 1937, № 47), "Философские мотивы оперы "Пиковая дама". Заметки о музыкальной драматургии Чайковского" (Театр, 1938, № 8, 9), "Мастер из Кламси" (Сов. искусство, 1938, № 110), "Молодой дирижер и оркестр" (там же, 1938, № 134), "О "Кармен", реализме и оперной условности" (там же, 1939, № 26), "Чародейка" (опера Чайковского и новый текст к ней С. Городецкого; там же, 1940, № 3), "Чайковский" (Театр, 1940, № 5), "Борис Годунов" на Ленинградской сцене" (там же, 1949, № 7), "Хованщина" в Большом театре" (СМ, 1950, № 6), "Юбилей и современность" (Театр, 1951, № 5), "К спорам об опере" (СМ, 1952, № 5), "Об одном забытом жанре критики" (там же, 1953, № 3), "Народ в "Хованщине" Мусоргского" (там же, 1954, № 12), "Гастроли Ленинградского оркестра" (там же, 1955, № 2), "Деревенская симфония" Моцарта" (там же, 1955, № 7), "Опера на концертной эстраде" (там же, 1955, № 8), "Новосибирск — Москва — Новосибирск.

Заметки о двух гастрольных спектаклях" ("Хованщина" и "Лебединое озеро"; Театр, 1955, № 11), "Реплика режиссуре" (там же, 1956, № 4), "Франческа да Римини" (там же, 1956, № 8), "Вместо рецензии" (к постановке оперы С. Прокофьева "Война и мир"; там же, 1956, № 11), "Наш Шостакович" (там же, 1956, № 12), "Опера Мусоргского на экране" (СМ, 1956, № 4), "Тормозы советской музыки" (К вопросам музыкальной критики; там же, 1956, № 5). "На распутье.

Продолжаем разговор об оперетте" (там же, 1957, № 7), "Разговор с артистом оркестра.

Вместо фельетона" (там же, 1957, № 8), "Форум мировой музыки" (о Большом зале Московской консерватории; там же, 1957, № 9), "Иван Сусанин" (в кн.: Большой театр СССР. Опера. Балет. — М., 1958), "Содружество с музыкой" (о фильме "Иван Грозный"; Искусство кино, 1959, № 12), "Начало большого пути" (о певце А. Ведерникове;

МЖ, 1960, № 6), "Философия оптимизма" (к гастролям в Москве А. Бенедетти Микеланджели;

Новое время, 1964, № 28), "От слов к делу" (СМ, 1964, № 2), "Приметы и требования времени" (там же, 1965, № 2), "Пианист Микеланджели" (Новое время, 1966, № 14), "Мастер и его искусство" (о Г. Караяне;

СМ, 1969, № 9), "С дымом пожарищ" (там же, 1969, № 9, 10), "Информация или портрет" (о телефильмах о музыке; там же, 1976, № 1), "Дирижер-творец" (к 70-летию Н. Рахлина; там же, 1976, № 11), "Гигант, уменьшенный до карлика" (о фильме "Малер"; там же, 1977, №8). Соч.: Слушая время: Сб. статей. — М., 1964.