Соловьева Александра Францевна

(урожд. Вертейль, Verteuil; наст. имя и отчество Аделаида Александрина) (ок. 1813, Петербург — ?) — арт. оперы (колор. сопрано).

Пению обучалась в Париж. конс. у Дж. Россини.

Дебютировала на сцене париж. т-ра "Опера комик" под фам. Вертейль.

В 1837 впервые выступила в партии Нанетты на сцене петерб.

Каменного, позднее Большого т-ра, где пела до конца 1860-х гг. Обладала легким голосом приятного тембра.

Исп. отличалось виртуозной техникой, изяществом. "Только одна Петрова-Воробьева возбуждала до сих пор подобный восторг публики... Хороший рост, лицо приятное и выразительное, манера благородная.

Голос и не первой свежести, но зато сколько в нем приятности и одушевления, какая нежность и чистота! Г-жа Соловьева поет не как соловей, но как малиновка, которой сладостное воркование пробуждает в сердце тысячу драгоценных воспоминаний, наводит на душу легкую тень задумчивости, уносит вас далеко на крыльях мечты". (Сев, пчела. 1837. № 196). 1-я исп. партий: Ольги ("Нижегородцы"); в Петербурге — Надежды ("Аскольдова могила"); на рус. сцене — Адины ("Любовный напиток"), Лючии ди Ламмермур ("Лючия ди Ламмермур"). Лучшие партии: Антонида (подготовила эту партию под рук. М. Глинки), Людмила ("Руслан и Людмила", в этих двух партиях чередовалась с М. М. Степановой и Е. А. Семеновой).

Др. партии: Ирена ("Велизарий"), Принцесса Наваррская, Кези, Изабелла ("Роберт-Дьявол"), Изабелла ("Тайный брак, или Поединок в Пре-о-Клер"), Эльвира ("Пуритане"), Графиня Формутье.

Партнеры: С. Байков, Л. Леонов.

И, Мельников, Ф. Никольский, О. Петров, А. Рамазанов, В. Шемаев.

Пела п/у Э. Направника. 4 марта 1845 исп. каватину Антониды "В поле чистое гляжу" в концерте из произв.

М. Глинки в Париже п/у Берлиоза.

После 1860-х гг. жила во Франции.

Автор романса "Le Chevalier" (см. "Художественная газета". 1838. 15 марта. № 5). Лит.: Портретная галерея русских сценических артистов.

Вып. V: А. Ф. Соловьева: Певица императорского СПб. театра. — СПб.. 1841; Гозенпуд А. А. Музыкальный театр в России: От истоков до Глинки.

Очерк.— Л., 1959. С. 733.