Станис Лилия Яковлевна

(р. 11.06.1924) — спец. в обл. филос.-методол. проблем естествознания, теории диалектики и истории филос.; д-р филос. наук, проф. Род. в с. Тюхменеве Пензенской обл. Окончила филос. ф-т МГУ (1950), асп. там же (1954). Работала на кафедре филос. АН СССР, заведовала этой кафедрой; была зав. кафедрой филос. Моск. горного ин-та. В наст. вр. — проф. кафедры филос. РАН. Докт. дисс — "Фи-лософско-методологические проблемы связи пространства, времени, движения" (1973). Разрабатываемые темы и проблемы: эволюция понятий движения, пространства, времени, объективной реальности и их соотношения; методол. как форма связи и взаимопроникновения филос. и естествознания; эвристическая функция диалектики как учения о единстве противоположностей в совр. физике, синергетике, экологии; диалектика как ценность зап. и вост. культур; многогранность бытия и многовариантность определения предмета филос. и диалектики.

С. считает, что истина включает в себя эмоционально-психол. компонент.

С. рассматривает филос. как живущую и эволюционирующую не только в творч. философов-профессионалов или в истории собственно филос. школ, но и как непременный компонент фуидам. науки и мировоззрения выдающихся представителей последней.

Подчеркивает роль диалектики как аналога, а потому и метода познания действительности, а также способа интерпретации получаемых результатов.

Обосновывает идею многоуровневости и многоаспектное™ предмета диалектики.

Считает, что гармония Универсума представлена единством таких противоположностей, как бытие и небытие, единственное и множественное, материальное и нематериальное (дух.), конечное и бесконечное, временное и вечное, точечное и протяженное, необходимое и случайное, логос (порядок) и хаос, стабильное и нестабильное, дискретное и непрерывное.

С. рассматривает диалектическое миропонимание как способ объединения людей, разл. народов, наций, соц. групп. Соч.: Основные черты мировоззрения Д.И.Писарева.

М., 1963; Движение, пространство, время и теория относительности. M., 1967; О месте методологии в естествознании и фолософии // Некоторые философские проблемы естествознания.

М., 1968; К двум противоположным взглядам на пространство-время // Философские проблемы квантовой физики.

М" 1970; Парадоксы в математике и физике как способ отражения единства противоположностей в природе // Философские проблемы естествознания.

М., 1971; Всеобщее взаимодействие в мировом процессе и предельная скорость // Концепция единого закономерного мирового процесса и современность.

Пермь, 1987; О соотношении теории диалектики и методологии науки // Диалектика и научное мышление.

М., 1988; Перестройка в философии и дух. ценности // Человек — философия — наука. М., 1988; Проблема философского статуса экологической формы общественного сознания: [В соавт.] // Философские проблемы социальной экологии.

М., 1989; Биосфера и техногенез. [В соавт.] // Проблема прогресса в свете социальных и природных процессов.

М., 1989; О трагически противоречивой судьбе христианства в России. [В соавт.] // Русская идея. М., 1992; Русский космизм в преломлении некоторых современных достижений науки. [В соавт.] // Там же; Истинность сквозь логику и интуицию.

М., 1996; Научность и вненаучность философии.

М., 1997; Резонанс предельных структур как аналоговая модель многомерного подхода в философской антропологии. [В соавт.]. М., 1998; Естественно-научная теория резонанса в перспективе философского учения о человеке. [В соавт.] // В. РУДН. № 1. 1998; Диалектика и философия // Актуальные вопросы диалектики.

М., 2000; Диалектика цивилизационных пророчеств В.Кожинова // Философское осмысление судеб цивилизации.

М., 2001.