Станиславский Константин Сергеевич

(сценический псевдоним Константина Сергеевича Алексеева) — один из самых крупных и оригинальных деятелей современного русского театра.

Род. в Москве 5 января 1863 г., в известной купеческой семье Алексеевых.

Мать С. была француженка, бабушка с материнской стороны — известная в свое время артистка в Париже.

Образование С. получил в Лазаревском институте восточных языков.

Участвуя в любительских спектаклях, он готовился к оперной карьере и учился пению у Комиссаржевского, вместе с которым и с Федотовым (см.) основал в Москве "Общество искусства и литературы". Вскоре он сделался режиссером спектаклей, устраивавшихся этим обществом.

Здесь вырабатывались принципы такого театра, в котором не только передавалась бы предметная обстановка, соответствующая каждой пьесе, но воссоздавалась бы атмосфера жизни. В 1898 г. С., вместе с драматургом Влад. Ив. Немировичем-Данченко, основал Московский Художественный Театр. Артисты, вошедшие в состав театра, принадлежали к числу любителей, членов общества искусства и литературы, уже работавших под руководством С., а также к числу учеников Немировича-Данченко.

Новый театр открылся пьесой А. Толстого "Царь Феодор". Первые два года успех его был очень средний.

Новая эпоха для М. X. Т. началась в 1900 г., после того, как вся труппа побывала в Севастополе и Ялте, главным образом для того, чтобы познакомить со своим делом больного в то время Чехова.

Сотрудничество театра Немировича-Данченко и С. с Чеховым и Горьким определило дальнейший его характер.

Он совершил ряд триумфальных поездок в Петербург; успех его в Германии и Австрии превзошел ожидания.

Немецкая печать ставила артистов театра на высоту первого ансамбля в Европе и главным образом восхваляла руководителя театра, В. И. Немировича-Данченко и талант режиссера, С. Лучшие современные драматурги в Западной Европе — Метерлинк, Гауптман и др. — присылают свои пьесы в рукописях в М. X. Т., считая его постановки образцовыми.

Такова история театра, созданная совместной творческой работой его художественных руководителей Немировича-Данченко и С. Его понимание сценического искусства связано с реалистическим театром, каков, напр., театр Антуана в Париже или Deutsches Theater в Берлине.

Стремление создать иллюзию живой действительности доведено в театре С. до идеального совершенства.

Дом, в котором происходит действие, весь живет; художник-режиссер восполняет автора.

Сцена в постановках С. совершенно отделена от зрительного зала в том смысле, что абсолютно избегаются эффекты, обращенные к публике.

Режиссерская работа не ограничена текстом пьесы, а дополняет жизнь действующего лица в промежутках между его репликами и за сценой.

Особенность постановок С. и заключается в этой закулисной жизни. Разработка деталей доведена до такой полноты, что враги С. и созданного им театра в своем отстаивании старой условности и сценической рутины сводят все новаторство С. к "сверчкам и паутине" в чеховских драмах.

Это совершенно неверно.

С. — прежде всего художник, чутко понимающий символизм обиходных подробностей, воплощающих для глаз и для слуха душевные состояния людей. Важно не то, что он дает много подробностей, а то, что он выделяет самые характерные из них и тем самым переносит зрителей в изображаемую среду. Он выходит за пределы реалистического театра и создает интимный театр настроений.

Его постановки — вовсе не "протоколы" в духе натурализма, а художественные воплощения духовной атмосферы драм. Огромное достоинство С. заключается и в умении вдохновлять артистов, объединять их общим пониманием, благодаря чему получается стройное исполнение, в котором нет иерархического разделения на главные и второстепенные роли. Защитники старого, условного театра упрекают С. в уничтожении самобытности актеров, но упрек этот опровергается фактически: театр С. дал сцене первоклассных артистов, какими и у нас, и за границей признают Качалова,. Москвина, Книппер и др. Вместе с тем С. умеет вдохнуть жизнь в исполнителей даже самых маленьких ролей, и вот эта творческая работа над актерской толпой и служит полемическим ма териалом для врагов М. X. театра.

С наибольшим совершенством режиссерский талант С. выразился в постановках Чехова и отчасти Горького.

Московский художественный театр — преимущественно чеховский театр, создавший на русской сцене целый мир, где царит нежность и грусть.

В той же гамме интимности, связанной с одухотворенным реализмом, идут "Дикая утка" и "Доктор Штокман" Ибсена, "Михаил Крамер" Гауптмана.

Как актер, С. обнаруживает сильно выраженную индивидуальность.

Далеко не все роли одинаково удаются ему. Героизм Шекспира не находит отклика в его художественном темпераменте; его Брут в "Юлии Цезаре" далеко не удовлетворяет.

Он весь — в колеблющихся оттенках нового искусства; его сила — в умении изображать скрытый душевный мир; его лучшая роль — доктор Астров в "Дяде Ване" Чехова.

Вся красота чеховского мира, в котором цинизм — только маска оскорбленной жизнью нежности, воссоздана здесь С. с неподражаемой художественностью.

Другая сторона его таланта — уменье рисовать с мельчайшими житейскими подробностями психологию человека, — сказывается в его "Докторе Штокмане"; он превращает внешний недостаток Штокмана — его близорукость — в символизацию его внутреннего мира и создает с покоряющей убедительностью образ наивного идеалиста.

Из множества других ролей С. наиболее выделяется Вершинин в "Трех сестрах", Крамер в пьесе Гауптмана, Сатин в пьесе Горького: "На Дне". Зин. Венгерова. {Брокгауз} Станиславский, Константин Сергеевич (Алексеев).

Р(Струмилло-Петрашкевич)од. 1863, ум. 1938. Режиссер, актер, педагог, теоретик театра.

Автор знаменитой "системы Станиславского" (техники органичного перевоплощения в образ). Оказал заметное влияние на мировой театр. Дебютировал как актер, на любительской сцене (1877). В 1898 г. совместно с В. И. Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр. Сыграл Тригорина ("Чайка", 1898), Вершинина ("Три сестры", 1901), Гаева ("Вишневый сад", 1904), Сатина ("На дне", 1902), Ракитина ("Месяц в деревне", 1909) и др. Поставил "Синюю птицу" Мориса Метерлинка (1908, с Л. А. Сулержицким и И. М. Москвиным), "Хозяйку гостиницы" К. Гольдони (1914), "Горячее сердце" А. Н. Островского (1926) и др. В 1918 г. возглавил Оперную студию Большого театра (позднее Оперный театр имени Станиславского).

Почетный действительный член АН СССР (1925), почетный действительный член РАН (с 1917). Народный артист СССР (1936).