Степанянц Мариэтта Тиграновна

(р. 16.10.1935) — спец. в обл. истории вост. филос.; д-р филос. наук, проф. Род. в Москве, в семье служащего.

Окончила вост. ф-т МГИМО (1959), асп. ИФ АН СССР (1964). Работает в ИФ АН СССР (ныне РАН) с 1959, в наст. вр. — рук. Центра вост. филос. С 1980 по 1994 — проф. Дипломатической академии МИД СССР (ныне РФ). С 1995 по наст. вр. — проф. Гос. ун-та гуманит. наук. Докт. дисс. — "Мусульманские концепции в философской и общественной мысли зарубежного Востока. XIX—XX вв." (1973). С. — отв. ред. сер. "История восточной философии" и "Сравнительная философия". Она являлась отв. ред. таких трудов, как "Философия и религия на зарубежном востоке. XX в." (М., 1985); "Рационалистическая традиция и современность" в 3 т. (Т.1 — "Индия", М., 1988; Т.2 — "Мусульманский восток", М., 1990; Т.3 — "Китай", М., 1993) и др. В работах С. дан обобщающий анализ осн. тенденций и направлений филос. мысли в странах му-сульм. мира в XIX—XX вв.; обосновывается возможность и реальность реформаторских процессов, аналогичных христ. Реформации, в вост. религиях в целом и в исламе в частности.

Впервые в науч. литературе определяются филос. основания иссл. "реформации". С. разработана типология религ. сознания в вост. об-вах второй пол. XX в., доказывается несостоятельность однозначной негативной характеристики религ. "воз-рожденчества", не учитывающей раз л. его варианты, включая те, что ориентированы на поиск внутр. стимулов развития традиц. об-ва. Впервые в отеч. литературе исследуется филос. мусульм. мистицизма, реконструируется филос. ядро суфизма.

В наст. вр. работает в обл. филос. компаративистики.Член исполкома International Society for Indian Philosophy. С. — автор первого отечеств, учебника по истории восточных филос. Соч.: Философия и социология в Пакистане.

М., 1963; Об одной реакционной концепции религиозного социализма // ВФ. 1964. № 9; "Исламская этика" и ее социальный смысл // Там же. 1966. № 2. Philosophy and sociology in Pakistan. Zahore, 1972; Лотос на ладонях. (Очерки об эволюции духовной жизни в Индии). М., 1971; Мусульманская философия и общественная мысль XIX—XX вв. М., 1974 (на англ. яз. — Zahore, 1989); "Мусульманские" концепции философии политики.

М., 1982; Философские аспекты суфизма.

М., 1987; Проблема познания в суфизме // ВФ. 1988 № 4; К вопросу о специфике "восточных" типов философствования // Рационалистическая традиция и современность.

Индия. М., 1988; Philosophical aspects of sufism. New Delhi, 1989; Восток-Запад: диалог культур // ВФ. 1989. № 12; Восточные концепции "совершенного человека" в контексте мировой культуры // Историко-философский еже-годник—90. М., 1991; Философия ненасилия: Уроки гандизма.

М., 1992; The image of woman in religious consciousness: past, present, future // Philosophy East and West. Honolulu. V.XLII. № 2. Apr., 1992; Sufi Wisdom. Albany, N.Y., 1994; Восточная философия. M., 1997.