Стороженко Алексей Петрович

— писатель, род. в 1805 г. в Полтавской губернии; происходил от старинного казацкого рода; отец его служил регистратором в канцелярии графа ?. Румянцева.

Получив образование в одном из столичных военно-учебных заведений, С. в 1823 г. поступил в военную службу в кавалерию.

Ему часто приходилось разъезжать по делам службы по Украйне, и во время этих разъездов он собрал немало народных рассказов про "старину седую", передававшихся устно из поколения в поколение.

В 1825 г. он стоял со своим полком в Немирове, Брецлавского уезда, Подольской губ., и здесь слышал и записал рассказы о старине от 98-летнего священника, бывшего 9 лет от роду поводырем у своего прадеда, также столетнего старца, очевидца казацких восстаний и немировской резни. Кроме того, С. лично знал запорожца Коржа и других "сичовиков", подолгу беседовал с ними и от них узнал немало интересных подробностей из старинного запорожского быта. Рассказы Коржа, по просьбе С., были записана архиепископом Гавриилом и изданы им в 1842 г. В 1828—29 гг. С. принимал участие в войне с турками и в сражении под Журжею был ранен. В 1831 г. он участвовал в польской кампании, затем состоял при киевском генерал-губернаторе Бибикове, служил чиновником особых поручений при министерстве внутренних дел, а в 1863 г. был прикомандирован к графу M. Н. Муравьеву в Вильну и с тех пор безвыездно жил в Северо-Западном крае. В 1865—66 г. он был председателем учрежденной в Вильне ревизионной комиссии по делам римско-католического духовенства для собирания материалов и разработки на месте вопроса о положении католического духовенства, причем выступил ярым сторонником введения в богослужение русского языка вместо польского.

Последние годы своей жизни С. провел в своей усадьбе "Горешине", которую он получил от правительства, как награду за свою деятельность в Северо-Западном крае, в в то же время занимал должность брестского уездного предводителя дворянства и председателя съезда мировых судей. В октябре 1874 г., возвращаясь поздно из города, он в темноте провалился через переделывавшийся небольшой мостик, упал в воду, сильно простудился и 6 ноября 1874 г. умер, 68 лет от роду. По свидетельству одного из биографов С., он "был талантливый музыкант, скульптор и рисовальщик.

За работы по скульптуре... получил от академии художеств медаль, а за проект памятника летописцу Нестору — звание художника". Ho известность он приобрел главным образом своими литературными произведениями, преимущественно на малорусском языке. Впервые выступил он на литературном поприще уже не в молодых годах со своим романом "Братья-близнецы", напечатанным в "Библиотеке для Чтения" Дружинина за 1857 г. Роман этот из быта Малороссии XVIII в. имел успех и даже был переведен на немецкий язык. Затем им были напечатаны: "Рассказ из крестьянского быта Малороссии" (СПб. , 1858 г. из "Сев. Пчелы" за 1857—1858 гг.); "Сотник Петро Серп; был XVІІ столетия" (СПб. 1858 г.); рецензия на малороссийский литературный сборник Мордовцева, в "Отечеств.

Записках" за 1859 г., т. 126, № 9; "Воспоминание о Гоголе" (там же, 1859 г., т. 123, № 4), с которым С. встретился у одного соседа, еще во время пребывания знаменитого писателя в Нежинском лицее; переводы на русский язык трех повестей Квитки-Основьяненка: "Светлый праздник мертвецов" (СПб. , 1860 г.), "Солдатский портрет" (СПб. 1860 г.) и "Козырь-девка" (СПб. , 1861 г.). С появлением в 1861 г. органа новейшего украинофильства "Основы" — первого журнала, специально посвященного южнорусским интересам, — С. стал принимать в нем деятельное участие.

По предложению редакции этого журнала, он напечатал в нем на малорусском языке, которым владел в совершенстве, ряд рассказов из народной жизни, преимущественно из старинного запорожского быта, занимающих весьма видное место в малорусской литературе и отличающихся необыкновенной образностью и пластичностью языка. Почти всегда безукоризнениые в художественном отношении, эти рассказы с научно-этнографической точки зрения представляют незначительный интерес.

Подкрашивание действительности в них доходит до крайности, и Украйна рисуется "какою-то сказочною страной, где люди живут, не зная ни горя, ни труда, кушают арбузы, пьют наливки, поют песни да кохаются с чернобривыми красотками". Избыток же фантазии в его исторических повестях возбуждает иногда просто досаду на то, что автор не воспроизвел в подлиннике рассказов, слышанных им от последних представителей запорожцев, вместе с которыми исчезли и последние следы запорожского быта. В 1863 г. вышли в свет особым изданием на малорусском языке под заглавием "Украiнскі оповідання" (СПб. , 1863, 2 тт.) 22 повести и одна пьеса, печатавшиеся частью еще раньше, в 1861 и 1862 гг., в "Основе". Полный перечень этих повестей можно найти в "Библiографичном покажчике новоi украiнськоi літератури (1798—1883)", M. Комарова (Киев, 1883 г.), в котором также указано, когда напечатана каждая повесть в "Основе". Значительная часть этих рассказов и повестей с бытовым содержанием отличается тонким юмором, игривостью фантазии и своеобразным переплетением элементов чудесного с действительным; характерным признаком их является также полное отсутствие тенденции, иногда даже вредящее и обезличивающее его рассказы. "Читая его произведения, особенно первые его украинские повести, например: "Стехин рог" (Основа", 1861, январь), "Закоханий чорт", "Се та баба, що чорт iй на махових вилах чоботи оддавав" и др. — говорит г. Петров в своих "Очерках истории украинской литературы", — иногда прямо недоумеваешь, какая реальная подкладка его рассказа, что он хотел сказать и с какой целью написал его". Лучшими из его рассказов следует признать "Вуси" и "Вчи ліниваго не молотом, а голодом". Первый из них был в свое время самым популярным из всех его мелких произведений.

В русском переводе он был напечатан в "Одесском Вестнике" за 1862 г. и в "Ниве" за 1861 г. Кроме рассказов и повестей из украинского быта С. написал еще две повести и из русского быта, именно: "Из портфеля чиновника" ("Отеч. Записки", 1863 г., № 1) и "Тетушкина молитва" (там же, 1864 г., №. 2). Самым значительным из всех малорусских произведений С. является его поэма "Марко Проклятый", первые 8 глав которой были напечатаны в "Правде" (1870—1876 гг.). Вся поэма вышла в свет уже после смерти автора в Одессе в 1879 г. под заглавием: "Марко Проклятый.

Поэма на малороссийском языке из преданий и поверий запорожской старины" (с портретом автора).

Сам С. считал эту поэму лучшим своим произведением.

В письме к В. Белому, издателю "Марка Проклятого", он писал, что она выношена им под сердцем. "Народные предания для нее добывались ревностно из народа во многих местах". И действительно, собирая почти 30 лет материал для своей поэмы, С. сумел вполне верно очертить многие особенности быта Запорожья, его характер и миросозерцание.

Однако и в ней слишком обилен и утомителен фантастический элемент.

Более правдоподобными и менее фантастическими, чем легендарная поэма, относящаяся к весьма отдаленным временам Запорожской Сечи, являются рассказы С. из позднейшего быта Запорожья, имеющие более или менее историческое основание.

Сюда относятся: "Оповідання Грицька Клюшника", (русский перевод в "Семье и Школе", 1882 г.), "Матусине благословення" (в "Основе", 1861 г., IX; русский перевод в "Веке", 1883 г., № 1), "Межигорський дід", "Гаркуша" и др. Совсем иной характер, чем все вышеупомянутые, имеют позднейшие произведения С., когда он "избрал деятельность особого рода, которая не показывала в нем особенного политического и общественного понимания". Речь идет о тех из его произведений, которые были написаны "вельми тенденцiйно", в ультра русском направлении, и печатались в "Вестнике Западной России" во время службы С. при генерал-губернаторе М. Н. Муравьеве. "Вся его литературная деятельность за это время, вызванная последней польской смутой, говорит Петров, отличается чисто полицейскими воззрениями на нее". К этого рода произведениям следует отнести: "Видение в Несвижском замке" ("Вестник Западной России", 1864, XII) комедию "Встреча вновь назначенного довудцы" (там же, 1865 г., XI и отдельный оттиск), "Эпизод из поездок по Северо-Западному краю России" (там же, 1865 г., кн. ?V) и "Ксендз Мацкевич, предводитель шайки мятежников" (Вильна, 1866 г., из "Вестника Западной России"). "Алексей Петрович Стороженко", "Очерки истории украинской литературы XIX столетия", Н. И. Петрова, Киев, 1884. — Отзыв об "Очерках" Петрова, составленный Н. П. Дашкевичем, "Отчет о 29 присуждении наград графа Уварова", СПб. , 1888, стр. 56, 138, 267, 272. — Омелян-Огоновский, "История литературы русской", Львов, 1891, ч. III, отд. 1, стр. 307—376. — А. Н. Пыпин и В. Д. Спасович, "История славянских литератур", изд. 2-ое, СПб. 1879 г., т. I, стр. 378, 382, 432. — А. Н. Пыпин, "История русской этнографии", СПб. 1891, т. III, стр. 217, 222, 370. — В. И. Шенрок, "Материалы для биографии Гоголя", Москва, 1892, т. І, стр. 241—250. — Разбор "Украинських оповіданнiй" в "Современнике", 1863, т. VIII, стр. 121—130; — "Очерк литературной деятельности А. П. Стороженка", "Киевская Старина", 1886, № 5, стр. 4—5. — "На могиле А. П. Стороженка", там же, 1885, № 8, стр. 729. — "Стороженки" фамильная летопись, там же, 1884, № 8, стр. 205—222. — "Два эпизода из следовательской деятельности A. H. Стороженка", там же, 1884, № 12, стр. 723. — И. Рудченко, "Народные южно-русские сказки", Киев, 1869, вып. І, стр. VII. — П. П. Семенов, "История полувековой деятельности Императорского русского географического общества, 1845—1895", стр. 174. — "А. П. Стороженко и его литературная деятельность", "Одесский Вестник", 1874:, № 282. — "Русская Старина", 1871, т. III, стр. 120 и т. IV, стр. 372. — Предисловие к поэме "Марко Проклятый", Одесса, 1879, стр. І — VII. — Некрологи: "Московск.

Ведом.", 1874, № 302. — "Голос", 1874, № 272. — "Правда", 1875, № 13. — "Харьковск.

Губ. Ведом.", 1874, № 272. — "Киевский Телеграф", 1874, № 150. — "Газета Гатцука", 1875, № 48. П. Гуревич. {Половцов} Стороженко, Алексей Петрович — малорусский писатель (1805—1874); служил в военной службе, участвовал в польской кампании 1831 г., с 1863г. служил при М. Н. Муравьеве в Зап. крае, позже был брестским уездным предводителем дворянства и председателем съезда мировых судей. Написал 14 соч. на русском яз. и 26 на малорусском; лучшие — на малороссийск. яз., которым С. владел в совершенстве.

Материал для повестей С. черпал частью из личных наблюдений над малорусской жизнью, частью из народной словесности — сказок, преданий и анекдотов, преимущественно фантастических или юмористических.

Главное произведение С., "Марко проклятый", представляет смесь разнородных преданий и поверий в сильной авторской перекраске.

Гораздо ближе к народным источникам стоят повести: "Два брата", "Женатый чорт", "Скарб", "Се та баба". Ярким юмором отличается рассказ "Вусы". 23 малор. рассказа С. были изданы в 1863 г. в Петербурге.

См. "Очерки истор. укр. литер. XX в." Петрова, 211 — 227, и "Ист. литер, русской" Огоновского, III, 307—376. Н. С—в. {Брокгауз} Стороженко, Алексей Петрович писатель-беллетрист; † 7 нояб. 1874 г. {Половцов} Стороженко, Алексей Петрович [1806—1874] — украинский писатель.

Род. на Полтавщине в помещичьей семье. Окончил в 1821 Петербургский кадетский корпус, участвовал в подавлении польского восстания.

Монархист-крепостник.

Писать по-русски и украински начал в 50-х гг. Находился под сильным влиянием дворянской романтической литературы.

С. идеализировал взаимоотношения между помещиком и крепостным.

В своих произведениях на украинском яз. — рассказах, построенных на фольклорном материале ("Вив в дядька на сухеньке") и юмористических рассказах-анекдотах ("Голка", "Не в добрый час") — С. модифицировал дворянско-помещичий "малороссийский анекдот", столь распространенный в первой половине XIX в. Во второй половине XIX в. представители националистической буржуазии (Г. Житецкий, А. Кримский и др.) критиковали С. за идеализацию старины и "извращение исторической правды", хотя и использовали его романтику в националистических целях:. Библиография: І. Оповідання, т. I — V, Львов, 1901—1905; Твори, т. II, изд. "Серп и молот", Київ" 1918—1919; Твори, т. I и II, Держ. Вид-во України, Харків — Одеса, 1930; т. III и IV, изд. "Література і мистецтво", Харків, 1931. {Лит. энц.}