Струве Генрих Юрьевич (Егорович)

(27.06.1840—16.03.1912) — нем.-рус-польский философ.

Отец С. род. в Мюнхене, мать — из голландской семьи; род. в Познани.

По окончании гимназии учился в Германии.

В Йене получил степень д-ра филос. (1862). Был адъюнктом, а затем — проф. Варшавской Гл. школы, преобразованной в 1869 в Императ.

Варшавский ун-т с рус. языком обучения.

В 1870 С. получает степень д-ра в Моск. ун-те за дисс. "Самостоятельное начало душевных явлений". Дисс. вызвала полемику на страницах печати (в ней участвовали Н. Н.Страхов, Н.П.Аксаков, С.А.Усов, П.Д.Юркевич).

Министр просвещения Дм.Толстой предложил ему работу в Моск. ун-те, но он отказался.

В 1871—1903 С. — проф. Варшавского ун-та, читал лекции по истории филос., логике, психол.

Почетный д-р Ягеллонского ун-та (1900), действ. чл. Академии умений в Кракове (1897), действ. чл. Моск. психол. об-ва (с 1899 — почетный член этого об-ва). С 1903 жил в Англии.

С. развивал обще-филос. концепцию "идеал-реализма", призванную преодолеть крайности идеализма и реализма.

Эту же линию он проводил и в обл. гносеол., трактуя душевные явления как имеющие в своем основании физиол. процессы, но в тоже время автономные, сами по себе лишенные материального субстрата.

С. — сост. программы по логике.

Его кн. "Элементарная логика.

Учебник для преподавания и самообучения" только к 1888 выдержала 7 изд. Выступал в печати также по вопросам нравств. и эстетич. воспитания учащейся молодежи.

Гл. же направление его иссл. — сама филос., теория филос. знания.

В ходе многолетней работы у него созрел замысел написать "Энциклопедию философских наук и направлений в связи с введением в философию или философию философии". Как первая часть этого обширного труда было опубликовано в 1890 "Введение в философию, разбор основных начал философии вообще". А.В.Потемкин пишет: "отличие этого сочинения от всех, издававшихся до него и после него "Введений в философию" состоит в том, что все его 425 страниц посвящены анализу круга проблем, непосредственно связанных с уяснением вопроса о специфике филос. как особого явления дух. жизни. С. собрал и систематизировал огромный материал по рассматриваемой проблематике, содержавшийся, гл. обр., в диатрибической литературе за все время ее существования вплоть до 90-х гг. прошлого века. Соч. С. предвосхищает содержание и структуру многих уч. пос. по филос., созданных и опубликованных в XX в. Его с полным основанием можно рассматривать как труд, выражающий осн. черты, проблемы, приемы, методику и дух всей филос. ди-атрибики в ее подходах к вопросу о специфике филос. В мировой диатрибической литературе нет сочинения, равного кн. Г.Струве" (Потемкин А.В. Проблема специфики философии в диатрибической традиции.

Рос-тов-на-Д., 1980. С.51—65). В 80-е годы С. организовывал изд. классиков филос. на польском яз. При представлении С. в почетные члены Моск. Психол. об-ва Совет этого об-ва отметил, что С. стоит "в первом ряду как русских, так и польских писателей по философии" и "украшает ученые литературы обоих родственных народов" (Вопросы философии и психологии. 1899. Кн.46(1). С.77). Соч.: Самостоятельное начало душевных явлений.

М., 1870; Отличительные черты философии.

Варшава, 1872; Искусство и позитивизм // Русский В. 1875. Июль; О значении и образовании юношеского идеализма // ЖМНП. 1878. Июль; Элементарная логика.

Учебник для преподавания и самообучения.

Варшава, 1888; Введение в философию.

Варшава, 1890; Способности и развитие философствующего ума // Вопросы философии и психологии. 1897. Кн.3(38) и 4(39); О логике Платона в связи с хронологией и сти-лометрией его сочинений // Там же. 1898. Кн.3(43). М. Дембогурский