Субетто Александр Иванович

(р. 28.01.1937) — спец. в обл. соц. филос., филос. науки и техники; д-р филос. наук, д-р экон. наук. Окончил Ленингр. военно-воздушную инж. академию (1959). Докт. дисс. — "Общественный интеллект: социогенетические механизмы развития и выживания" (1995). Проф. кафедры филос. и социол.

С.-Петерб. гос. морского техн. ун-та, проф. кафедры управления качеством образования Иссл. центра по проблемам качества подготовки спец. Вице-президент, преде науч. совета Петровской академии наук и искусств.

Осн. труды С. посвящены разработке учения об обществ. интеллекте, методол. основаниям соц. генетики на базе системо-генетики, теории циклов теории обществ. интеллекта, гуманизации росс. об-ва, теории фундам. противоречий человека.

С. выдвинуто положение о существовании всемирно-ист. закона роста идеальной детерминации в истории через обществ. интеллект, обосновывается существование диалектики взаимодействия стихийной (материальной) и идеальной через обществ. интеллект детерминаций в истории человечества, внутр. логики соц. развития и большой логики социоприродной эволюции.

С т. зр. С., в конце XX в. наступил кризис класс. стихийной истории, и проблема устойчивого развития человечества в XXI в. м.б. решена только в форме управляемой социоприродной эволюции на базе обществ. интеллекта и образовательного об-ва. Новое качество бытия человечества С. называет "Тотальной Неклассичностью будущего бытия" человечества.

При этом Тотальная Неклассичность предполагает соединение "нравственности" и "интеллекта". С. ставит вопрос о преодолении дуализма "сущего" и "должного". Им предложена теор. схема космогонической эволюции, в к-рой подчеркивается наличие сдвига от закона конкуренции и механизма отбора к закону кооперации и эволюц. механизму интеллекта как опережающей обратной связи в эволюции.

Выдвинуто положение об императиве гуманизации об-ва в XXI в. С. выделяет "спиральную фрактальность системного времени", в соответствии с к-рой предшествующая эволюц. спираль развития, приведшая к появлению данной системы, повторяется в спирали ее системогенеза как бы с "обратным развертыванием" и отображается в структуре системы.

На базе этой концепции С. предложил новую теор. схему объяснения феноменов "бессознательного", "архаики", "трансперсональной психологии". На основе анализа действия законов креативной онтологии применительно к обществ. интеллекту показан генезис его волнообразной, циклической динамики, источники его бюрократизации.

С. предложена концепция системогенетической филос. науки и техники.

В наст. вр. осн. направление науч. работы С. — филос. образования, филос. основы концепции образовательного об-ва в XXI в. Соч.: Системогенетика и теория циклов.

Ч.1 и 2. М., 1994; Системологические основы образовательных систем.

Ч.1 и 2. М., 1994; Императив выживаемости, тотальная неклассичность будущего бытия человечества и новый гуманизм // Проблемы ноосферы и экобудущего.

Вып.1. М., 1996; Русский космизм и сферное учение // Стратегии выживания.

Космизм и экология.

М., 1997, Бессознательное.

Архаика.

Вера. СПб., 1997; Капиталократия (Философско-экономические очерки).

СПб.—Кострома—Луга, 2000.