Суровягин Станислав Павлович

(р.30.08.1937) — спец. по теории познания и этики; д-р филос. наук, проф. Род. в с. Юрга Омутинского р-на Тюменской обл. Окончил Уральский политехн. ин-т (1960). Работал социологом ЦНИЛ, с 1981 — доц. кафедры филос. Тюменского индустр. ин-та. С 1995 — проф. кафедры филос. Тюменского гос. нефтегазового ун-та. Докт. дисс. — "Нравственная целостность личности: когнитивное чувство добра (к теории познания духовности)" (1995). С. теор. определил форму непосредственного познания дух. сущности человека — "когнитивное чувство добра". Будучи парадоксальным единством, проявляющимся то как знание, то как эмоция, когнитивное чувство конкретизирует принцип дополнительности в сфере познания духовности.

Используя своеобразный тип общения в форме взаимного чувственно-когнитивного созерцания, сформулировал этику личности, где нравств. типы личности соответствуют генетическим ступеням когнитивного чувства добра. Моральный долг (совесть) и нравств. любовь предстают как эволюц. формы когнитивного чувства добра. Основываясь на концепте когнитивного чувства, дал теорию милосердия, в к-рой милосердие любви является эволюц. синтезом "нравств. симпатии" и "морального долга" и принципиально отличается от психол. милостливости.

С. различил "целое" и "систему" на уровне таких видов целостности, как морфо-логич., структурная и системная целостность, что позволило разработать типологию когнитивного чувства добра и соответственно типологию нравств.-целостной личности.

Применил концепцию когнитивного чувства при интерпретации "целостного разума" как чувства истины, чувства добра и чувства красоты в их единстве.

Разработал методол. идентификации религ.-филос. систем, мировоззрений, с эзотерическими учениями (по признакам: пантеизм, человекобожие, деми-ургия, телесность духа, специфика менталитета).

Соч.: Структура моральных качеств и социальное управление // Актуальные проблемы нравственного развития личности.

Томск, 1975; Когнитивное чувство — историко-философские основания // Мышление, когнитивные науки, искусственный интеллект.

М., 1988; Является ли чувство альтернативой пониманию? // Логико-семантический анализ структур знания.

Новосибирск, 1989; Милосердие.

Тюмень, 1992; Чувства и эмоции // Философская культура и синтез социального знания.

Тюмень, 1992; Новая модель практического разума // Теория и экология разума.

Тюмень, 1992; Философское оправдание альтруизма // Человек и мир. Тюмень, 1994; Нравственная целостность личности: чувство добра. Тюмень, 1994; Диалектика нравственной целостности личности // Человек и мир. Тюмень, 1995; О целостности ума, рассудка и разума // Теория и экология разума.

Тюмень, 1995; Проблема связи нравственной целостности и способности познания // Человек и мир. Тюмень, 1997; Разум как целостное образование. [В соавт.] // Теория и экология разума.

Тюмень, 1997; Мировоззрение и музыка. [В соавт.]. Тюмень, 1997; Философия Соловьева и эзотерические учения.

Тюмень, 1998.