Суслова Любовь Артемьевна

(р. 14.09.1939) — спец. по истории филос., соц. филос., логике науч. познания; д-р филос. наук, проф. Род. в пос. Казанер Тон-шаевского р-на Горьковской обл. Окончила филос. ф-т ЛГУ (1964), асп. по кафедре логики того же ф-та (1967). В 1967—1973 — асс., ст. преп., доц. кафедры филос. Калинингр. гос. ун-та; в 1953—1981 — доц. Моск. кооперативного ин-та. С 1981 работает в Росс. (ранее Всес.) заочном ин-те текстильной и легкой промышленности: доц., с 1993 — проф. Докт. дисс. — "Философия Канта как наука о человеке (методологический анализ)" (1993). Согласно С., непреходящее значение филос. Канта состоит в сопряженности ее основополагающих идей с магистральным направлением человеч. истории на уровне ее глубокой сущности, соотносимой с природой и предназначением человека.

Адекватная интерпретация филос. Канта и соответствующая реализация ее огромного дух.-нравств. и соц. потенциала могут внести существенный вклад в формирование идеологии XXI в.: сегодня еще более, чем при жизни Канта, считает С., актуальны такие составляющие его филос., как учение о революции (истинной реформе) образа мыслей, о "плане природы" и "плане свободы" в осуществлении ист. процесса, о природе и предназначении человека, о законодательстве разума, об искусстве воспитывать и искусстве управлять, о просвещении как умении пользоваться собственным разумом, о культуре и свободе, о вере и религии, о долге и ответственности, нравств. законах вообще, о потребностях и интересах.

В наст. вр. С. работает над проблемой "Кант и Россия". С. усматривает глубокую внутр. связь филос. Канта и отеч. филос. мысли XIX — начала (отчасти первой половины) XX в., не исчерпывающуюся тем или иным непосредственным влиянием кантовских идей на рефлексию соответствующего рус. мыслителя, т. е. влиянием, обычно рассматриваемым как заимствование или неприятие и подтверждаемым фактологически.

Основание указанной связи С. видит в структуре человеч. духовности, в единстве и преемственности ист.-филос. процесса.

С. обнаруживает в филос. системе Канта методол. и мировоззренч. аналоги ряда специфических особенностей отеч. мысли, в частности идеи учительства, идеи всеединства, учения о ноосфере, стремления к "правде жизни" и др. Она считает, что восстановление рус. духовности может стать благоприятным фактором осуществления исторически значимых идей критической филос. Соч.: Категории рассудка и разума в теории познания Канта и проблема эмпирического и теоретического уровней знания // Уч. зап. Калининградского ун-та. Вып.1. Калининград, 1968; Категории рассудка и разума в философии Гегеля и проблема уровней знания // Там же. Вып.3; Учение о личности и обществе в философии Канта // Там же; Философия И.Канта (методологический анализ).

М., 1988; Кант и наше время // Перестройка, компьютер, общество.

М., 1990; К вопросу о категории действия. [В соавт.]. М., 1991; Философия Канта и социальный процесс.

Лекция. М., 1991; Истоки и становление науки и философии Нового времени. [В соавт.]. М., 1991; Учение И.Канта о добре и зле. М., 1995; Учение И.Канта о природе человека.

М., 1995; Кант и кантоведение: достижения и перспективы.

М., 1995; Кант в России // Современные проблемы текстильной и легкой промышленности.

Ч.4. М., 1996; И.Кант: философия человека.

Спецкурс.

Ч.Н и III. M., 1997; Парадигмы современной науки — в образовательный процесс. [В соавт.] // Функциональные пространства.

М., 1998; К вопросу о месте и значении трансцендентальной логики в философской системе Канта // Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке. СПб., 1998; К вопросу о становлении русской академической философии православия: диалог с Кантом // Византийское богословие и традиции религиозно-философской мысли в России.

СПб., 2000.