Тан Н. А.

[псевдоним Владимира Германовича Богораза (1865—1936)] — писатель, ученый этнограф.

Род. в семье учителя.

С 1881 входил в народовольческие кружки.

С 1885 примкнул к народовольческой группе.

Участвовал в работе тайных типографий.

Печатался в "Народной воле", неоднократно подвергался арестам; в 1889 был сослан на 10 лет в Средне-Колымск.

В ссылке Т. стал заниматься этнографией.

Около трех лет [1895—1897] кочевал среди чукчей.

С 1896 начал литературную деятельность, печатая очерки, рассказы и стихи. Позднее сотрудничал в легальном марксистском журн. "Начало", а затем и в зарубежной с.-д. "Жизни". Первая книга прозы — "Чукотские рассказы" — появилась в 1899, а в 1900 — первая книга стихов ("Стихотворения"). В 1899 уехал за границу.

В 1905 Т. — один из организаторов Крестьянского союза, в 1906 — член трудовой группы в Гос. думе. В это время Т. написал ряд очерков и публицистических произведений народническо-пропагандистского характера.

В годы первой революции Т. сотрудничал в газете большевистской военной организации "Казарма", помещая ряд ставших популярными в те годы стихотворений ("Предсмертная песня", "Царские гости", "Цусима" и т. д.). В годы реакции элементы либерализма, имевшиеся в произведениях Т. 90-х и начала 900-х гг., стали доминирующими.

В это время Т. сотрудничал не только в либерально-народническом "Русском богатстве", но и в органе либералов "Вестник Европы" и вступил в партию народных социалистов.

После Великой Октябрьской социалистической революции Т. в своих публицистических статьях, печатавшихся в журналах "Россия" и "Новая Россия", выступал как типичный сменовеховец.

В годы 1925—1926 Т. пережил решительный кризис и, хотя с запозданием, все же принял пролетарскую революцию.

Крупный этнограф и антирелигиозник, член-корреспондент Академии наук, проф. Ин-та народов Севера и ряда ленинградских вузов, Т. вел обширную исследовательскую и педагогическую работу.

Беллетристическую деятельность Т. возобновил в 1928. Лит-ая продукция Т. представляет наибольший интерес в первом десятилетии его творчества.

Его лирика, несмотря на эпигонско-народнический характер, играла революционизирующую агитационную роль благодаря ее ведущему мотиву — призыву к борьбе, общему оптимистическому тону. В своих очерках и рассказах Т. по преимуществу этнограф, не только по материалу ("Чукотские рассказы", историко-этнографические романы "Жертвы дракона", "Восемь племен" и др.), но и по методу письма.

Т. силен в описаниях быта, социально-бытовых зарисовках, человек же у него обычно психологически не раскрывается, а дается в плане народнического натурализма.

Произведения Т. советского периода также этнографичны.

Роман "Союз молодых" [1928] построен на сочетании этнографического материала — предреволюционного быта и экономики Колымского края — с романтической интригой, связанной с темой отцеубийства.

В романе "Воскресшее племя" [1933] Т. показывает возрождение к жизни племени юкагиров (Сибирь), обреченных в условиях царской России на вымирание.

Построенный на научно собранных фактах, актуальный по теме, роман написан с излишней детализацией, с натуралистическими подробностями.

Т. известен также как лингвист.

Им проделана громадная работа по изучению луораветланского (чукотского) языка: составлена грамматика, опубликованы фольклорные тексты, издан словарь.

Кроме того им были собраны и опубликованы тексты на нымыланском (корякском) и ительменском (камчадальском) языках.

Т. издал также очерк грамматики юитского (эскимосского) языка; кроме того, он занимался изучением эвенкского (ламутского) языка, материалы по которому опубликовал в виде грамматического очерка с приложением текста и словаря.

Библиография: I. Стихотворения, изд. С. Дороватовского и А. Чарушникова, СПб, 1900; изд. Н. Глаголева, СПб, [1906]; изд. "Просвещение", СПб, 1910; Собрание сочинений, изд. "Просвещение", тт. I — XII, СПб, 1910—1911; Собрание сочинений, изд. "Земля и фабрика", тт. I — IV, М. — Л., 1928—1929; Союз молодых (Роман из северной жизни), Гиз, М. — Л., 1928; изд. ЗиФ, М. — Л., 1930; Северная охота, изд. "Молодая гвардия", М., 1931; Колымские рассказы, ГИХЛ, M. — Л., 1931; USA (Люди и нравы Америки), изд. "Федерация", М., 1932; Воскресшее племя. Роман, Гослитиздат, М., 1935. Труды Т. по я зыку и фольклору: Образцы материалов по изучению чукотского языка и фольклора, "Известия Акад. наук", т. 10, № 3, СПб, 1899; Материалы по изучению чукотского языка и фольклора, изд. Акад. наук, СПб, 1900; Областной словарь колымского русского наречия, изд. Акад. наук, СПб, 1901; Материалы для изучения языка азиатских эскимосов, "Живая старина", кн. 70/71, Пб., 1909; Материалы по ламутскому языку, в кн.: Тунгусский сборник, I, изд. Акад. наук СССР, Л., 1931; Луораветланско-русский (чукотско-русский) словарь, Государст. учебно-педагогич. изд-во, М. — Л., 1937; Publications of the Jesup North Pacific Expedition, Leiden — N. Y., 1904, 1910; The Chukchee, vol. 7; Chukchee Mythology, vol. 8, part I; Chukchee — Hanbook of American Indian Languages, p. 2, Washington; 1922 (Bull. 40 of American Ethnology, Smithsonian Institute); The Escimo of Siberia (тексты с переводом); Publications of the Jesup North Pacific Expedition, vol. 8, part 3, Leiden — N. Y., 1913. А. Д. {Лит. энц.}