Толстых Валентин Иванович

(р. 28.02.1929) — спец. в обл. соц. филос., этики и эстетики; д-р филос. наук, проф. Род. в Баку. Окончил филол. ф-т Одесского ун-та (1952), асп. по кафедре филос. там же (1955). В 1956—1970 преподавал филос. в вузах Одессы и Москвы.

С 1970 работает в ИФ АН СССР (ныне РАН): ст., затем вед., в наст. вр. — гл. н. с. Докт. дисс. — "Искусство и мораль.

О социальной сущности и функции искусства" (1972). Сост., ред. и соавтор многих колл. монографий и сб., в т.ч. "Культура чувств" (М., 1968), "Наука и нравственность" (М., 1969), "Искусство нравственное и безнравственное" (М., 1971), "Мода: за и против" (М., 1971), "Духовное производство" (М., 1981), "Производство как общественный процесс" (М., 1986), "Освобождение духа" (М., 1991), "Марксизм: pro и contra" (M., 1992). В трудах Т. исследуются проблемы соц. природы искусства, образа жизни, обществ. сознания, дух. производства, феномен интеллигенции и др. Соч.: Искусство и мораль (о социальной сущности и функции искусства).

М., 1973; Образ жизни: понятие, реальность, проблемы.

М., 1976; Сократ и мы. М., 1981 (2-е изд. — 1986); Вл. Высоцкий как явление культуры // Владимир Высоцкий.

М., 1989; От классовых приоритетов к общечеловеческим ценностям. [В соавт.] // Квинтэссенция.

М., 1991; Основные направления дальнейшего осуществления социально-политических и экономических реформ в России. [Доклад Комиссии РАН, в соавт.]. М., 1992. Толстых, Валентин Иванович Директор Центра исследований проблем культуры "Горбачев-фонда", главный научный сотрудник Института философии РАН с 1970 г.; родился 28 февраля 1929 г.; в 1952 г. окончил Одесский университет, доктор философских наук; 1955—1960 — работал преподавателем философии в Одесском педагогическом институте им. Ушинского; 1958—1960 — художественный руководитель Одесской киностудии; 1960—1970 — доцент Московского текстильного института; был членом Союза кинематографистов СССР; член Союза театральных деятелей России; лауреат Государственной премии; владеет немецким языком; женат, имеет сына; увлечения: театр, плавание, кинематограф, музыка.

Говоря о суде над КПСС, дал такую характеристику: "Вот, например, нынешний суд кто-то сравнивает с Нюрнбергским трибуналом.

Правомерно и корректно ли такое сопоставление? Думаю, что не правомерно.

Ибо в Нюрнберге судили конкретных лиц за конкретные (хотя и общечеловеческие по своему смыслу) преступления по совершенно определенному (выработанному специально для этого случая) регламенту.

А кого и что судят на данном процессе? И кто судит — бывшие, точнее, недавно "выбывшие" коммунисты судят невыбывших, хотя в партии фактически не состоящих? И на каком основании — только на том, что одни, взявшиеся судить, за полчаса до катастрофы успели ("сообразили") выпрыгнуть из поезда, а другие, то ли по нерасторопности или по каким-то другим причинам, этого не сделали? По какому моральному (!) основанию первые взяли на себя роль судей? Они что — меньше нагрешили, меньше виноваты в происшедшем или их участие в "руководящей и направляющей" деятельности КПСС было более скромным, менее вредоносным? Они что — покаялись или раскаялись и, стало быть, очистились, получив право судить тех, кто еще не покаялся или не раскаялся?"