Томская Алла Михайловна

(Томская — сцен. псевд.; урожд. Рылова) (1869, Томская губ. — ?) — арт. оперы (меццо-сопрано) н камерная невица.

Детские годы провела в Вятке, где училась в гимназии и часто выступала в концертах.

После окончания гимназии поступила на высшие пед. курсы в Петербурге и одновременно посещала курсы сестер милосердия.

Пению обучалась по рекомендации М. Дейши-Сионицкой у Иностранцевой.

В 1893 пела в Киев. опере (антр. И. Сетова), в 1894—95 — в Казани и Вятке, в 1895—99 — в Перми (антр. Н. Унковского).

В 1896— 98 на средства, собранные пермскими поклонниками ее таланта, Т. совершенствовалась в вокальном искусстве в Милане у Ф. Джермано (здесь также выступала), затем пела во Флоренции, Болонье, городах Испании (1898). на о-ве Мальта.

В 1899— 1900 выступала в Казанско-Саратов, антр. М. Бородая, затем в Киеве и Одессе, в 1901 — в Москве (Летний т-р сада "Эрмитаж", антр. М. Бородая), в 1902 — в Петербурге (Большой зал конс., антр. М. Бородая), в 1902 — в Петербурге (Большой зал конс., антр. У Гвиди) и Одессе, в 1902, 04 — в Перми, в 1904 и 1907 (?) — в моск. т-ре Солодовникова, в 1906 — в Харькове, в 1913 — в петерб.

Нар. доме. В 1907 гастролировала в Самарканде.

Обладала сильным, красивым, ровным во всех регистрах хорошо поставленным голосом обширного диапазона (свободно брала верхнее си), актер. дарованием. 1-я исп. партий: Татьяны Юрьевны ("Потемкинский праздник"); в Харькове — Любови; в Киеве — Старой цыганки ("Алеко" С. Рахманинова).

Лучшие партии: Ваня ("Жизнь за царя"), Рогнеда ("Рогнеда"), Любаша ("Царская невеста"), Хозяйка корчмы.

Др. партии: Кончаковна, Лель, Эпихариса, Графиня ("Пиковая дама"); Амнерис, Кармен.

Партнеры: П. Агиивцев.

Л. Клементьев, Н. Мутин, А. Секар-Рожанский, Ф. Шаляпин, Н. Шевелев.

Пела п/у Э. Купера, Дж. Пагани, И. Палицына, Б. Плотникова, В. Шпачека, А. Эйхенвальда.

Т. выступала также как камерная певица.

В репертуаре были произв.

М Мусоргского, А. Бородина, А Рубинштейна.

П. Чайковского, А. Аренского.

Давала частные уроки пения. Среди учениц — А. Кропивницкая.

Записывалась на грампластинки.

Лит.: [Н. К.] А. М. Томская // Моск. ведомости, 1901. № 161. С. 3; Преснецов Р. Музыка и музыканты Вятки. — Горький, 1982. С. 66—68.