Трефолев Леонид Николаевич

— поэт и публицист.

Род. в 1843 г. в Любиме, Ярославской губернии; окончил курс в Ярославской гимназии и Ярославском юридическом лицее. Служил некоторое время в Ярославском губернском правлении, с 1872 г. редактирует "Вестник Ярославского Земства", где поместил массу сведений о местной жизни вообще и земской в частности.

Писал много корреспонденций и разных сообщений в местные и столичные издания; поместил ряд статей, касающихся старины и современного состояния края в "Яросл. Губ. Вед.", "Русск. Архиве", "Истор. Вестнике" и др. Как поэт, выступил в 1864 г.; стихи его появились в "Деле", "Отеч. Записках", "Вест. Европы", "Наблюдателе", "Русск. Обозр.", "Русской Мысли" и др. Стих у Т. очень бойкий; по характеру своей поэзия ближе всего примыкает к Некрасову.

Из юмористических стихотворений Т. большою известностью пользуются его "Песня о камаринском мужике" ("Как на улице Варваринской спит Касьян мужик камаринский") — на мотив известной народной песни. Т. очень много переводил из славянских и польских поэтов (больше всего из Сырокомли).

В 1894 г. издал свои стихотворения отдельной книжкой.

Кроме того отдельным изданием вышли: "Заметка о первом провинциальном журнале "Уединенный Пошехонец" (Ярославль, 1882); "Славянские отголоски", стихотворения (Ярославль, 1877); "Странники.

Эпизод из истории раскола и Увеселения города Мологи" (Ярославль, 1866); "Очерк деятельности ярославского губернского земства.

Народное образование" (вып. I, Ярославль, 1896). {Брокгауз} Трефолев, Леонид Николаевич [1839—1905] — поэт. Род. в г. Любиме Ярославской губ., в семье мелкого чиновника.

В 1856 окончил ярославскую гимназию.

В следующем году впервые начал печататься (на страницах "Ярославских губернских ведомостей"). В течение нескольких лет Т. продолжал сотрудничать в этом издании, поместив в нем довольно много стихотворений ("Иван Сусанин", "Катанье" и др.) и переводов, в частности из Беранже ("Добрая старушка"). С 1864 стихи Т. начинают появляться в столичной печати — журналах и газетах: "День", "Дело", "Искра", "Развлечение", "Народный голос", "Отечественные записки" (80-х гг.), "Вестник Европы" и др. Т. почти всю жизнь прожил в Ярославле.

С 1866 по 1871 Т. редактировал неофициальную часть "Ярославских губернских ведомостей". С 1872 до смерти служил в земстве, одновременно редактируя "Вестник ярославского губернского земства". Т. много занимался историей Северного края. Его исторические статьи и краеведческие очерки печатались в "Русском архиве", "Историческом вестнике" и др. журналах.

Как поэт Т. сформировался в некрасовской школе. Для лучших произведений Т. характерны мотивы любви к народу, горячего сочувствия его нуждам.

В стихах Т. тепло очерчены образы столичной городской бедноты (напр. "Песня рабочих"); но с особенным вниманием он рисует жизнь нищего, задавленного нуждой и трудом крестьянства ("Песнь о камаринском мужике", небольшая поэма "На бедного Макара и шишки валятся" и др.). Демократической поэзии Т. не свойственна яркая революционная целеустремленность, придававшая такую силу творчеству Некрасова.

В отдельных стихах его (особенно 80-х гг.) звучат ноты уныния, смирения, народнического преклонения перед долготерпением крестьянства.

Но следует подчеркнуть, что даже в годы мрачной реакции поэта не оставляла вера в могучие силы народа и его грядущее освобождение.

Об этом свидетельствуют, в частности, стихотворение "Макар", сказка "Два Мороза Морозовича". В отличие от многих других поэтов, Т. не сложил оружия в эпоху вырождения народничества.

Именно во вторую половину своей деятельности он создал ряд сатир, обличавших современный строй. В 1881 в щедринских "Отечественных записках" была напечатана прекрасная сатира на либерализм ("Буйное вече"). Т. принадлежат также злые эпиграммы на "литературного жандарма" Каткова, Александра III, Победоносцева и других апологетов самодержавия.

Эти эпиграммы не могли появиться в печати до революции.

К оригинальным стихотворениям Т. примыкают его многочисленные переводы из П. Дюпона, Гейне, Гервега, Шевченко, Сырокомли и др. поэтов, народная и обличительная тематика которых совпадала с тенденциями гражданской поэзии Т. Поэтическое мастерство Т. в значительной мере определяется его интересом к народной речи, стремлением отразить песенные размеры и ритмы. Благодаря простоте языка, напевности, песенным интонациям, многие стихи Т. приобрели широкую известность в качестве народных песен; сюда относятся "Дубинушка", "Камаринская", "Когда я на почте служил ямщиком" (перевод "Ямщика" В. Сырокомли) и др. Известна высокая оценка, данная Трефолеву Некрасовым: "Стих его бьет по сердцу.

Это — мастер, а не подмастерье". Лит-ое наследие Т. до сих пор не собрано полностью.

Основной сборник его стихотворений [1894] крайне не полон и испорчен цензурой.

В издание 1931 включены стихотворения, которые не могли быть напечатаны до революции; однако это издание совершенно неудовлетворительно как в отношении обработки текстов, так и, особенно, в отношении сопроводительного аппарата.

Библиография: I. Славянские отголоски [вып. I], Ярославль, 1877; Стихотворения (1864—1893), М., 1894; Собрание стихотворений, ОГИЗ — ГИХЛ, М. — Л., 1931; Неизданные стихи и автобиография, "Литературное наследство", № 3, М., 1932, стр. 227—246; Избранные стихотворения.

Вводная статья и редакция И. А. Мартынова.

Ярославское областное изд-во, 1937. II. "Русское богатство", 1894, X (рецензия на сб. 1894); Mихеев В., Л. H. Трефолев и его поэзия, "Северный край", [Ярославль], 1905, № 291 от 8 декабря;

Ог-(урц)ов Н., Л. Н. Трефолев (К 10-летию со дня смерти), "Голос" (Ярославль), 1915, № 272 от 28 ноября;

Дмитриев С. С., Сотрудничество Л. Н. Трефолева в исторических журналах в кн.: Ярославский край, сб. II (Ярославское естественно-историческое и краеведческое общество.

Труды секции краеведения, т. III, вып. 2), Ярославль, 1929; Достоевский А. М., Воспоминания, изд. Писателей в Ленинграде, 1930 [см. по указателю]. III. Огурцов Н. Г., Опыт местной библиографии.

Ярославский край, Ярославль, 1924 (см. по указателю.

Неполная библиография исторических работ Т. Дополнения см. в статье С. Дмитриева).

В. Жданов. {Лит. энц.}