Трезвинский Степан Евтропьевич (Евтропович)

[28. 11(10.12). 1860, с. Семигорье Каневского у. Киев. губ., ныне Киев. обл. — 21.5. 1942, Москва] — арт. оперы (бас-профундо).

Засл. арт. Республики (1925). Род. в семье священника.

Окончил Киев. духовную семинарию.

С 1885 служил учителем Нижегород. начального уч-ща. В юности пел в Нижегород. церковном хоре п/у Городецкого.

В 1885—89 обучался пению в Моск. конс. (кл. К. Эверарди и Дж. Гальвани).

В 1891, 1894 и 1903 (в летние месяцы) совершенствовался в Италии.

Нек-рые оперные партии готовил под рук. А. П. Ленского.

В 1889—1928 солист моск Большого т-ра (дебютировал в партии Зарастро).

Гастролировал в Одессе, Н. Новгороде (1894), Новочеркасске.

Екатеринодаре, Казани.

Ростове-н/Д. Обладал мощным голосом красивого тембра.

Репертуар певца включал св. 65 партий. 1-й исп. партии: Ближнего боярина ("Сон на Волге"), Микельанджело ("Ролла"). Раймонда ("Мелузина"), Редрикова ("Тушинцы"), Лоренцо ("Песнь торжествующей любви" А. Симона), Ильи ("Забава Путятишна"), Трофимия ("Принцесса Греза"). Хрущева ("Ледяной дом"), Анджело ("Анджело", 2-я ред.), Владимира ("Добрыня Никитич"), Статуи Командора ("Каменный гость" А. Даргомыжского, ред. Н. Рнмского-Корсакова), Бимы ("Наль и Дамаянти"); в Большом т-ре — Рене ("Иоланта"), Бермяты ("Снегурочка"), Андрея Дубровского ("Дубровский"), Кончака ("Князь Игорь"), Чуба ("Ночь перед Рождеством"), Юрия Токмакова ("Боярыня Вера Шелога"), Бибиены ("Рафаэль"), Луки Зиновьича ("Садко"), Бурундая ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"), Фехердина ("Кавказский пленник"), Лоренцо ("Ромео и Джульетта"), Лодовико ("Отелло" Дж. Верди). Хундинга ("Валькирия"): на рус. сцене — Фармера ("Зигфрид"), Нарбала ("Троянцы в Карфагене"), Кранмера ("Генрих VIII"). Др. партии: Сусанин ("Жизнь за царя" М. Глинки), Фарлаф.

Иоарим, Старик-странник, Озия, Пимен, Старый цыган ("Алеко" С. Рахманинова), Полкан ("Золотой петушок"). Малюта Скуратов ("Царская невеста"). Жемчужный, Гремин;

Кардинал ("Жидовка"), Бертрам ("Роберт-Дьявол"), Раймонд ("Лючия ди Ламмермур"), Марсель ("Гугеноты"), Рамфнс, Генрих-Птицелов, Даланд.

Партнеры: Е. Азерская, Е. Збруева, А. Крутикова, А. Нежданова, Л. Собинов, Ф. Шаляпин, М. Эйхенвальд.

Пел п/у У. Авранека, И. Альтами, Д. Похитонова.

В. Сука, С. Танеева, П. Фельдта.

Принимал участие в симф. концертах; исп. сольные партии в оратории "Сотворение мира" И. Гайдна (1-й исп. в Москве, 20 марта 1898, п/у В. Сафонова).

Мессе C-dur и 9-й симфонии Л. Бетховена.

В камерных концертах с особым успехом исп. романс "Два гренадера". С 1902 участвовал в концертах Кружка любителей рус. музыки.

В период 1914—18 организовал св. 100 благотворительных концертов в Москве и был инициатором создания фонда "Помощь бедным, обращающимся за содействием к артистам". После 1917 принимал активное участие в организации концертов корпорации артистов-солистов Большого т-ра, шефских концертов для красноармейцев и рабочих, провел св. 60 тематических концертов в Большом зале Моск. конс. В 1922—24 работал инспектором хора и комендантом сцены Большого т-ра, в 1929—31 — инспектором труппы Гос. оперного т-ра им. К. С. Станиславского и зав. оперной студией.

Являлся также членом Муз. совета моск. Дома ученых, активно помогал участникам худож. самодеятельности.

Лит.: Два юбилея // Сов. искусство. 1939. № 87. С. 4.